Основы менеджмента Представление дисциплины
2 Общие сведения по дисциплине Дисциплина «Основы менеджмента» читается для учащихся в целях Формирования целостного представления об управлении как науке; Повышения общей культуры в целом и управленческой культуры в частности; Самостоятельности получения знаний и освоения новых подходов в управленческой практике; Осознания качеств, знаний и навыков, необходимых для успешной реализации профессионального потенциала.
3 Краткое описание дисциплины В рамках данной дисциплины даются общие представления о функционировании бизнеса. Рассматривается комплекс вопросов об организационных и управленческих аспектах; вопросы, связанные с осуществлением маркетинговых функций в условиях конкурентного бизнеса; рассматривается методика принятия управленческих решений.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основная цель дисциплины - показать необходимость изучения российского и освоения мирового опыта менеджмента для предпринимательской деятельности; рассмотрение общей логики искусства управления, взаимосвязей основных направлений современного менеджмента; обеспечение эффективности изучения всех последующих специальных дисциплин.
5 Задачи, решаемые в ходе освоения курса: Познакомить учащихся с основными понятиями, положениями, менеджмента. Дать целостное представление об управленческой деятельности в предпринимательской сфере. Способствовать формированию у обучающихся навыков практической маркетинговой деятельности Выработать умение работы в коллективе, навыки принятия управленческих решений.
6 Место дисциплины среди смежных дисциплин Изучаемая дисциплина непосредственно связана с экономическими дисциплинами, социологическими дисциплинами, психологическими дисциплинами. В то же время, дисциплина является базовой в системе управленческих дисциплин и закладывает фундамент знаний, необходимых для успешного освоения всех последующих курсов.
7 Начальные знания Знания по общим дисциплинам школьной программы.
8 Итоговые знания, умения и навыки В итоге освоения дисциплины, учащийся должен овладеть основным понятийно- категориальным аппаратом дисциплины. При изучении данного модуля у учащихся должна сформироваться четкая система знаний и представлений о менеджменте в малом бизнесе и роли квалифицированного специалиста – управленца в процессах эффективного функционирования предприятия.
9 Содержание лекционного курса Тема 1. Организация и менеджмент Тема 2. Функции менеджмента Тема 3. Управленческая структура организации. Стиль управления Тема 4. Что должен знать менеджер в 21 веке Тема 5. Маркетинг товаров и услуг Тема 6. Сегментирование потребителей и продвижение товара Тема 7. Технология разработки и принятия управленческих решений Тема 8. Творческие методы принятия решений
10 Тема 1. Организация и менеджмент Первая тема курса является вводной в дисциплине «Основы менеджмента» Цель: рассмотреть историю развития науки управления и определить основные этапы развития менеджмента, изучить различные подходы к понятию менеджмент Задачи: рассмотреть организации и менеджмент изучить основные этапы становления современного менеджмента охарактеризовать внутренние переменные организации ознакомиться с внешней средой организации
11 Тема 2. Функции менеджмента Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению основным функциям управления Цель: изучить основные функции менеджмента на примере различных предприятий. Задачи: охарактеризовать функции менеджмента рассмотрение функции планирования изучение функции мотивации ознакомиться с функцией контроля
12 Тема 3. Управленческая структура организации. Стиль управления В данной теме Вы познакомитесь с видами организационных структур предприятия. Рассмотрите стили управления Цель: рассмотреть сущность управленческой структуры организации, принципы ее построения. Показать особенности использования различных стилей управления в организациях. Задачи: охарактеризовать типы организаций рассмотреть виды управленческих структур рассмотреть стили управления в организации
13 Тема 4. Что должен знать менеджер в 21 веке Цель: повторение пройденного материала с использованием активных методов обучения Задачи: Рассмотреть управление организацией в 21 веке Рассмотреть работу управляющих в различных сферах жизнедеятельности общества Рассмотреть деятельность успешных с точки зрения менеджмента организаций Рассмотреть конкретную ситуацию
14 Тема 5. Маркетинг товаров и услуг Цель: рассмотреть историю возникновения и сущность понятия маркетинг, изучить основные концепции маркетинга Задачи: рассмотреть понятие маркетинга, изучить эволюцию маркетинга рассмотреть маркетинг товаров и услуг изучить основные концепции маркетинга.
15 Тема 6. Сегментирование потребителей и продвижение товара Цель: изучить методику сегментирования потребителей и выбора целевых сегментов Задачи: рассмотреть способы сегментации рынка охарактеризовать понятие рыночные ниши рассмотреть рекламную деятельность, продвижение товара и стимулирование сбыта
16 Тема 7. Технология разработки и принятия управленческих решений Цель: изучить понятие управленческого решения, методику принятия управленческих решений Задачи: рассмотреть основные понятия теории принятия решений выработать критерии оценки решения изучить методы принятия решений
17 Тема 8. Методы творческого мышления Цель: рассмотреть методику принятия управленческих решений с использованием творческого мышления Задачи: рассмотреть основные характеристики методов творческого мышления изучить эвристические методы мышления
18 Контрольные мероприятия В процессе изучения курса учащимся предстоит выполнить следующие контрольные мероприятия: 1. Текущий контроль: Выполнить тестовые задания для самоконтроля и пройти вопросы для самопроверки после каждой главы учебного курса; 2. Итоговый контроль: Пройти итоговое тестирование по теоретическому материалу
19 Список литературы Основная Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, с. Основы менеджмента: Учебник / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, с. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, – 752 с. Чуйкин, А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.М. Чуйкин. - Калининград, с. Мескон, М. Основы менеджмента // М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Издательство «дело», – 754 с. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, c.
20 Дополнительная литература Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1999, с. Блинов, А.О. Малое предпринимательство / А.О. Блинов. – М.: Ось-89, 1998, с, Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес. / Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Минск: Высшая школа, 1997, с. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Пихлер И.Х., Пляйтнер Х.Й., Шмидт К.Х. – М.: Международные отношения, 2002.
21 Сведения об авторе ФИО: Воронова Ирина Ивановна Место работы: БелГУ Должность: ассистент Кафедра: кафедра управления персоналом Контактная информация: Рабочий телефон