Технология введения проектной деятельности в практику обучения студентов Автор работы: Ипатова Анастасия Александровна, студентка 2 курса ЭФ ГорногоУниверситета Научный руководитель: Хайкин Марк Михайлович, проф. д.э.н.
Актуальность работы XXI век – время всемирной глобализации. XXI век - постоянное обновление информации. компетентностьпрофессионализмквалификация КАК научить каждого грамотной работе с информацией? КАКИЕ вложить в каждого студента ВУЗа навыки? КАКУЮ работу необходимо проделать, чтобы добиться действительно стоящего результата? Выбор информации Умение выбирать главное Умение открывать новое
Приоритет современного образования Качество образования Само- реализация Само- развитие
Отсутствие мотивации к учению Комплекс неудачника Отсутсвие само- реализации Неудачи в учёбе Разоча- рования
Анкетирование студентов
Противоречия воспитания инициативной личности, способной творчески мыслить и умеющей находить нестандартные решения. регламентация учебного времени и жёсткие требования учебных программ снижение активности, самостоятельности и творчества
Введение проектной деятельности в практику обучения студентов Активная творческая деятельность Внутренние условия развития личности Разрешение противоречий
Цель программы: Саморазвитие студента через вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность инициативностьсамостоятельность способность к саморазвитию
Задачи программы:. мотивация всех участников образовательного процесса. информирование всех участников образовательного процесса. освоение преподавателями и студентами проектного метода обучения. внедрение проектного метода в учебный процесс
Формируемые компетенции: Поисковые и рефлексивные умения Способность работать в команде Менеджерские навыки Коммуникативность Самостоятельность Презентационные умения и навыки
Основные принципы реализации программы: Принцип развивающего обучения Принцип индивидуализации обучения Принцип дифференциации обучения Принцип целостности образования Принцип разновозрастного единства Принцип открытости
Этапы реализации программы введения проектной деятельности в ВУЗе: 1 этап Органи- зационн ый Содержание деятельностиРезультат 1.Проведение совещания «Проектная деятельность в ВУЗе по проблеме введения проектной деятельности. Утверждение программы «Введения проектной деятельности в учебный процесс» 1.Проведение методических семинаров, индивидуальных консультаций для преподавателей. Изучена технология проектирования, теоретические основы проектирования. 3. Повышение квалификации преподавательских кадров по новому содержанию образованию. Освоение преподавателями проектного метода обучения. Создание творческих групп преподавателей.
Этапы реализации программы 2 этап Информа ционный Содержание деятельностиРезультат Создание картотеки учебных и социальных запросов студентов с целью выявления направлений познавательной деятельности Формирование банка данных: создание картотеки интересов студентов. Формирование групп обучающихся для проектной деятельности в ВУЗовском научном обществе. Создание условий для реализации творческого потенциала студентов. Подготовка методических рекомендации для внедрения проектной технологии Освоение преподавателями основных требований, предъявляемыми к проектам. Фиксация личных достижений студентов Формирование портфолио студентов
Этапы реализации программы 3 этап Апробаци -онный Этап Содержание деятельности Введение в практику индивидуальной и групповой работы с учащимися 3-4 курсов Совершенствование форм работы со студентами. Разработка методик деятельности. Внедрение в практику работы кураторов по проектной деятельности в целях развития творческой познавательной деятельности студентов и совместной работы над проектами Осуществление совместных проектов студентов и преподавателей: Газета «Горный», Сайт ВУЗа, Экологическая организация и т.д. Исследование эффективности внедрения проектной деятельности в учено-воспитательный процесс Создание банка проектов, коррекция его с учетом интересов, потребностей студентов, ВУЗа, общества. Диагностика учебной успеваемости студентов, занятых в проектной деятельности Психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности студентов, занятых в проектной деятельности Введение в практику индивидуальной и групповой работы с учащимися 3-4 курсов Совершенствование форм работы со студентами. Разработка методик деятельности.
Этап Содержание деятельности 4 этап Реализа- ционный Создание картотеки учебных и социальных запросов студентов с целью выявления направлений познавательной деятельности Формирование банка данных: создание картотеки интересов студентов. Введение в практику индивидуальной и групповой работы студентов. Создание условий для реализации потенциала студентов: работа кабинетов- лабораторий. Фиксация личных достижений студентов. Формирование портфолио студентов Внедрение в практику работы кураторов по проектной деятельности в целях развития творческой познавательной деятельности студентов и совместной работы над проектами Реализация индивидуальных и коллективных проектов обучаемых. Преподаватель выполняет роль куратора проекта. Открытие проектных группДеятельность групп студентов на базе кабинетов –лабораторий.
Этап Содержание деятельности 5 этап Аналитический Анализ результатов деятельности Представление результатов на расширенном вузовском совете. Систематизация материалов по введению проектного метода обучения Создание банка проектных работ, внедрение проектного метода в широкую практику Этапы реализации программы введения проектной деятельности в ВУЗе:
Прогнозируемые результаты Повышение эффективности обучения Создание творческой среды для проявления и развития способностей каждого студента Активизация деятельности научных сообществ студентов Активизация участия в олимпиадах, конкурсах, студенческих конференциях и семинарах Развитие кругозора и воображения студентов Стимулирование самообразования, Развитие изобретательности и творчества Введение механизма учета индивидуальных достижений студентов
Прогнозируемые результаты : Введение в работу технологии «Портфолио студента» Разработка рейтинговой системы оценки качества образования студента Расширение мотивационно- смысловой основы обучения Вовлечение студентов в исследовательскую, проектную деятельность