Электронная демократия в России Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор»
Электронная демократия форма демократии, характеризующаяся использованием информационных технологий как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов. «Электронная демократия» и «электронное правительство» это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина.
Проблемы с сайтами российских государственных органов и органов местного самоуправления Отсутствие сайтов у многих органов местного самоуправления. Низкий уровень автоматизации. Непрозрачность процесса работы даёт возможность формировать отписки вместо реального решения проблем. Неактуальная информация на сайтах. Много разных сайтов – нужно искать нужную организацию и нужный сайт под каждое конкретное обращение. Отсутствие объективной аналитики и возможности оценить работу. Каждый сотрудник, работающий с обращениями граждан, сам пишет отчет о результатах своей работы, т.е. отчеты субъективны и могут не включать важные проблемы.
Сайты государственных органов не устраивают граждан Пример опроса, проведённого на сайте Префектуры ЦАО г. Москвы Одна из важнейших проблем в работе с обращениями граждан – это непрозрачность процесса работы, возможность формировать отписки вместо реального решения проблем
Периодически в интернете возникают громкие скандалы, когда проблемы не удаётся «замять». При этом высокопоставленные чиновники во всеуслышание заявляют, что доклада от подчиненных они не получили, что о проблеме узнали только из интернета.
По данным Левада-Центра только 16% граждан доверяют местным (городским, районным) органам власти и этот уровень доверия ежегодно снижается
Сбор подписей – это наиболее популярная форма проявления гражданской активности в интернете. Распределение инициатив по сбору подписей в социальных медиа по сферам и объектам гражданской активности. Из доклада Общественной Палаты о состоянии Гражданского общества за 2009 год см.
Электронный общественник Коллективные обращения к организациям Автоматический контроль состояния обращения Добиваемся решения проблем Отличительные особенности проекта: Публичность Возможность формировать коллективные обращения Независимость от политического и административного воздействия Систематизация проблем по организациям и по регионам
Демократор Обращения Аналитика по проблемам Два способа добавления проблем: через сайт через мобильные приложения (с июня 2010 года) Проблемы
Как работает система «Демократор» 1. Публикация проблемы ЕСЛИ протестов менее 50% через 2 недели проблема считается решенной сбор протестов можно продолжать ЕСЛИ более 50% опротестовали ответ проблема считается нерешенной и остаётся открытой вплоть до получения нового ответа от организации Отправляется уведомление о проблеме по электронной почте в ответственную организацию 2. Сбор подписей в поддержку проблемы После того как набирается 50 подписей – формируется коллективное обращение на бумаге и передаётся под роспись ответственной организации 3. Организация направляет ответ сбор подписей прекращается 4. Обсуждение ответа (2 недели) идёт сбор протестов Проблема решена !!!
Пример проблемы Город Одинцово, Московская область В микрорайоне проживают 7000 жителей Один узкий выезд При малейшей аварии микрорайон блокируется для доступа служб экстренного вызова Систематические громадные пробки Ситуацию усугубляет интенсивное движение панелевозов СУ-155
Пример проблемы Жители г. Одинцово опубликовали проблему в системе «Демократор» под номером 74 На текущий момент проблему поддержали 170 человек
Пример проблемы Сами жители прислали фотографии и видеоматериалы по проблеме
Пример проблемы В комментариях к проблеме жители активно выдвигали свои предложения по поводу текста письма. По итогам обсуждения был сформирован окончательный текст коллективного обращения. Обращение было опубликовано на сайте в виде скана с отметками о приёме.
Пример проблемы Спустя месяц был получен ответ от Администрации города Одинцово. Ответ не устроил людей (судя по комментариям). Фактически там было сказано, что в ближайшие 5 лет ничего не изменится, а через 5 лет можно будет пользоваться платной дорогой
Пример проблемы Кто-то из пользователей нашел бумаги по теме проблемы за 2006 год и добавил их на карточку проблемы. Кроме того, были предложены аргументы для повторного обращения и предложения по дальнейшим шагам.
Пример проблемы На основании комментариев пользователей было подготовлено повторное обращение, которое сейчас активно обсуждается. Уже сейчас есть конструктивные замечания по тексту.
Пример решенной проблемы РЕШЕНА ПРОБЛЕМА 454 !!!
Пример решенной проблемы РЕШЕНЫ ПРОБЛЕМЫ 635 и 590!!
Пример неудовлетворительного решения проблемы Управа района «Алексеевский» считает что вопрос исчерпан, т.к. у них есть гарантийное письмо от администрации Ярославского рынка о том, что проблема будет решена. Но фактически проблема не решена (администрация рынка не выполнила предписание Управы) и пользователи отказываются закрывать проблему.
Статистика
Спасибо за внимание! Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор»