Структура дидактических игр Дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; Учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; Учебный материал используется в качестве средства игры; В учебную деятельность вводиться элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются : Игровой замысел Правила Игровые действия Познавательное содержание Оборудование Результат
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики: Цель игры. Количество играющих. Дидактические материалы и пособия. Правила игры Время игры Участие всех школьников в игре. Организация наблюдения за детьми. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении, после игры (лучшие моменты, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры,…)?
Классификация дидактических игр. Обучающая; Контролирующая; Обобщающая.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений: Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться. Игровой характер при проведении уроков математике должен иметь определенную меру. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.
Морской бой Игра используется для формирования у учащихся умений решать задачи. Ее модель состоит из игрового поля, разбитого на квадраты, передвижных рисунков кораблей, удерживаемых магнитами, а также «снарядов» – задач. В игре участвуют три двухпалубных корабля и два – однопалубных. Для их поражения необходимы снаряды – ответы к заданиям.
Решая задачу, команда находит номер квадрат, в который попал «снаряд». Если в этом квадрате находится корабль, то он считается поврежденным, если это двухпалубный корабль. И потопленным, если это однопалубный корабль. В этом случае он убирается из поля. Задачи выбираются произвольно. Выигрывает та команда которая раньше поразит корабли.
В этой элементарной игре развивается внимание, наблюдательность. Кроме этого, игра учит выдержке в самые трудные минуты «гибели эскадры», сражаться до конца, до последнего «снаряда» под обстрелом неприятеля.