Урок-беседа : Нуклеиновые кислоты их строение и функции «Наша задача – систематически, целенаправленно закреплять имеющиеся знания, чтобы перед учеником возникло полноценная научная картина мира.»
Цель урока : сформировать у студентов понимание взаимосвязанности и взаимозависимости веществ в клетке. Задачи урока : повторить строение и основные функции нуклеиновых кислот; углубить представление студентов о разнообразии органических веществ в клетке; познакомить студентов с основными функциями и производными нуклеиновых кислот; развить у студентов умение работать с учебным текстом.
ДНК РНК Нуклеотид Хроматин Переносчики водорода Макроэргическая связь Репликация
«Нуклеиновая кислота» от латинского «нуклеус», т.е. ядро. О Дезоксирибоза Р Фосфорная кислота Азотистое основание
-Нуклеотид–Нуклеотид–Нуклеотид–Нуклеотид–Нуклеотид- Фрагмент одной из цепочек нуклеиновой кислоты РНК ДНК АТФ НАДФ Нуклеиновые кислоты и их производные
Виды РНК Рибосомальная (рРНК). Функции: Доставляет конкретную аминокислоту к месту синтеза белка в рибосому Информационная (иРНК). Функции: Копирует и передает последовательность нуклеотидов ДНК к месту синтеза белка в рибосомах Транспортная (тРНК). Функции: Создает подструктуру рибосом и условия для биосинтеза белка
ДНК представляет собой двойную нить, скрученную в спираль. Каждая нить состоит из "кирпичиков" - из последовательно соединенных нуклеотидов. Каждый нуклеотид ДНК содержит одно из четырёх азотистых оснований - гуанин (G), аденин (A) (пурины), тимин (T) и цитозин (C) (пиримидины), связанное с дезоксирибозой, к последней, в свою очередь, присоединена фосфатная группа. Между собой соседние нуклеотиды соединены в цепи фосфодиэфирной связью, образованной 3'- гидроксильной (3'-ОН) и 5'-фосфатной группами (5'-РО3). Это свойство обуславливает наличие полярности в ДНК, т.е. противоположной направленности, а именно 5'- и 3'-концов: 5'-концу одной нити соответствует 3'-конец второй нити.
Образование суперспирали ДНК
Здесь указан один из параметров ДНК, это шаг спирали, на каждый полный виток приходится 10 пар оснований, заметим, что один шаг – это не между ближайшими выступами, а через один, так как у ДНК есть малая бороздка и большая. Через большую бороздку с ДНК взаимодействуют белки, которые распознают последовательность нуклеотидов. Шаг спирали равен 34 ангстрем, а диаметр двойной спирали – 20 ангстрем.
Структура хроматина
А Т А Т А Т Г Ц Г Г Ц Г Ц Г Ц Т А Т А Т Т А Т Т А А Т А Т А Т Ц Г Ц Г Ц Г Ц Г Ц А А Т А Т Г Ц Г Ц Схема редупликации ДНК
Вопросы для самоконтроля 1.Что означает название нуклеиновые кислоты? 2.Какие кислоты относятся к нуклеиновым? 3.Где в клетке находится ДНК? 4.Каково строение хромосомы? 5.Как связаны между собой нуклеотиды? 6.В чем заключается процесс синтеза ДНК? 7.Чем отличаются нуклеотиды РНК и ДНК? 8.Какие виды РНК имеются в клетке? 9.Способно ли РНК к самоудвоению у эукариот?
Изучите данные анализа ДНК и попытайтесь сформулировать известную закономерность ее строения: ОрганизмНуклеотидный состав в % АденинТиминГуанинЦитозин Пшеница27,327,222,722,8 Дрожжи31,632,018,517,9 Курица28,828,921,121,2 Коза28,728,321,022,0 Человек30,929,919,919,3 Как называется это свойство нуклеотидов ДНК?
Решите задачу На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Г-Т-А-Г Нарисуйте соответствующий участок двухцепочной молекулы ДНК. Какова длина (в ангстремах) этого фрагмента ДНК? (каждый нуклеотид имеет в длину 3,4ангстрема
Отработка и закрепление полученных умений и знаний Далее следует беседа по изученному материалу, по итогам которой преподаватель выставляет оценки. Подведение итогов урока и домашнее задание Оценки выставляются по листу достижений студентов. В качестве домашнего задания предлагается изучить данную тему по учебнику, ответить на вопросы и выполнить задание для самоконтроля, используя также записи, сделанные во время урока. Желающие могут подготовить доклад на тему «История создания молекулы ДНК».