ТЕМА 5. Теория потребительского поведения
Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей, то есть понять, от чего зависит выбор потребителей того или иного набора товаров. - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей, то есть понять, от чего зависит выбор потребителей того или иного набора товаров.
1. Общая и предельная полезность блага. Закон убывания предельной полезности 1. Общая и предельная полезность блага. Закон убывания предельной полезности 2. Кардиналистская теория полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности 2. Кардиналистская теория полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности 3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения 3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум
В чем цель потребителя? Три вопроса, которые стоят перед каждым потребителем: Что купить? Что купить? Сколько стоит? Сколько стоит? Хватит ли денег на покупку? Хватит ли денег на покупку?
Ответы на 3 вопроса 1 вопрос – после раскрытия понятия «полезность» блага 1 вопрос – после раскрытия понятия «полезность» блага 2 вопрос – после исследования цены блага 2 вопрос – после исследования цены блага 3 вопрос – после определения дохода потребителя и сопоставления его с ценой блага. 3 вопрос – после определения дохода потребителя и сопоставления его с ценой блага.
Содержание теории потребителя - полезность - полезность - цена - цена - доход - доход
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги с учетом их доходов и личных субъективных предпочтений.
1.1 Модель поведения потребителя Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений. Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений. Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими. Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими. Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах : 1.Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 1.Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2.Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 2.Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. 3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. 4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. 4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
Полезность – способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности
Полезность - это научная абстракция, которая используется экономистами для того, чтобы разобраться в том, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы между товарами, которые могут доставить им удовольствие. - это научная абстракция, которая используется экономистами для того, чтобы разобраться в том, как рациональные потребители распределяют свои ограниченные ресурсы между товарами, которые могут доставить им удовольствие. Т.е. полезность – это суждение потребителя о благе. Т.е. полезность – это суждение потребителя о благе.
Общая полезность (TU) - мера общего удовлетворения, полученного от потребления определенного набора единиц блага за определенный период времени Предельная полезность (MU) – дополнительная полезность, полученная от каждой последующей единицы потребительского блага.
Первый Закон Госсена - это закон насыщения потребностей (т.к. человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве) – это закон убывающей полезности. - это закон насыщения потребностей (т.к. человек нуждается не в хлебе вообще, а в определенном его количестве) – это закон убывающей полезности.
Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы одного и того же блага за относительно короткий промежуток времени будет уменьшаться.
Вывод Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Следовательно, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью. Следовательно, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью.
Парадокс А.Смита Вода обладает большей полезностью для человека, чем бриллианты. Почему же ее цена намного меньше?
Две концепции потребительского выбора 1.Кардиналистская (количественная) полезность – это субъективная полезность, или удовлетворение, которое получает потребитель от использования продукта, измеренное в абсолютных величинах. 1.Кардиналистская (количественная) полезность – это субъективная полезность, или удовлетворение, которое получает потребитель от использования продукта, измеренное в абсолютных величинах.
Продолжение 2. Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, измеренная по порядковой шкале, Она предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений в отношении благ. 2. Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, измеренная по порядковой шкале, Она предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений в отношении благ.
2. Кардиналистская теория полезности. Рациональный выбор потребителя. Правило максимизации полезности
Правило максимизации полезности: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, потраченный на приобретение каждого вида благ, приносил бы одинаковую предельную полезность.
Второй закон Госсена Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей, взвешенных по цене, всех потребленных благ. Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей, взвешенных по цене, всех потребленных благ.
3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения 3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения
Сущность ординалистской (порядковой) концепции Нет необходимости в измерении величины полезности. Нет необходимости в измерении величины полезности. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, который позволит проранжировать набора по степени их предпочтительности для потребителя. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, который позволит проранжировать набора по степени их предпочтительности для потребителя. Графическое изображение – карта кривых безразличия. Графическое изображение – карта кривых безразличия.
Кривая безразличия представляет все возможные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Свойства кривых безразличия: 1) кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек; 1) кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек; 2) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой представляет более предпочтительный набор благ, которому соответствует большая полезность; 2) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой представляет более предпочтительный набор благ, которому соответствует большая полезность; 4) кривые безразличия никогда не пересекаются; 4) кривые безразличия никогда не пересекаются; 5) кривая безразличия почти всегда имеет отрицательный наклон; 5) кривая безразличия почти всегда имеет отрицательный наклон; 6) кривая выпукла, как правило, относительно начала координат. 6) кривая выпукла, как правило, относительно начала координат.
Предельная норма замещения (MRS) Это количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу. Это количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу. МRSxy = (Y2-Y1):(X2-X1) = MUx:МUy МRSxy = (Y2-Y1):(X2-X1) = MUx:МUy
Бюджетное ограничение показывает, какое количество продукции можно приобрести за имеющуюся сумму денег.
Уравнение бюджетного ограничения потребителя: Уравнение бюджетного ограничения потребителя: I = PxX + PyY I = PxX + PyY
4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум
Оптимум (равновесие) потребителя Перенесем бюджетное ограничение на карту безразличия. Перенесем бюджетное ограничение на карту безразличия. Какой товарный набор выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать. Какой товарный набор выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать.
Равновесие потребителя достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия. Равновесие потребителя достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия. MRSxy=MUx:MUy=Px:Py MRSxy=MUx:MUy=Px:Py
Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ. Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.
Задание на семинар: Изобразить кривые безразличия для следующих наборов товаров: 1. Со стандартными предпочтениями (сыр и колбаса). 2. Совершенные субституты (зеленые и красные яблоки) 3. Совершенные комплементы (левая и правая перчатки) 4. строгое предпочтение (наличие ключевого товара, которому отдается особое предпочтение ( селедка и шоколад при явном предпочтении шоколада).
Эффект замещения – изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перемещаться по данной кривой безразличия в точку с новым значением MRS Эффект замещения – изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перемещаться по данной кривой безразличия в точку с новым значением MRS
Эффект дохода – изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переходить на более высокую или более низкую кривую безразличия Эффект дохода – изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переходить на более высокую или более низкую кривую безразличия
Задание: Задание: Почему равновесие достигается в точке касания, а не в точках пересечения бюджетной линии и линии безразличия? Почему равновесие достигается в точке касания, а не в точках пересечения бюджетной линии и линии безразличия?