ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2. Чистая монополия. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. 3. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование. 4. Виды монополий. Ценовая дискриминация. Естественная монополия.
Недостатки совершенной конкуренции: 1) не предусматривает производство общественных благ; 2) не может обеспечить концентрацию ресурсов; 3) однородная продукция не учитывает широкий диапазон потребительского выбора (дифференциация же связана с повышением издержек производства) 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур.
В условиях чистой монополии: 1) отрасль состоит из одной фирмы (понятия фирма и отрасль совпадают) 2) полный контроль над ценой 3) отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов) 4) барьеры для вступления в отрасль трудно преодолимы 2. Чистая монополия. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.
Фирма-монополист олицетворяет целую отрасль, поэтому кривая спроса на ее продукцию – есть отраслевая кривая спроса, имеющая отрицательный наклон. У монополиста отсутствует кривая предложения независимая от кривой спроса на товар. Фирма выбирает только точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.
Кривая среднего дохода (AR) у монополиста совпадает с кривой рыночного спроса (D), поскольку монополист устанавливает единую цену для всех единиц товара, определяя тем самым величину среднего дохода (AR=P). Кривая предельного дохода (MR) располагается ниже кривой спроса. В связи с тем, что кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон, то для увеличения выпуска на одну единицу необходимо снизить цену, только в этом случае потребители приобретут всю произведенную им продукцию. При этом цена понижается не только на эту дополнительную единицу товара, но и на предыдущие единицы выпуска.
Нахождение равновесия фирмы возможно двумя способами: 1) методом совокупных величин (TR и TC) 2) методом предельных величин (МС и MR)
3. Показатели монопольной власти Индекс Лернера – это индикатор монопольной власти, он определяется по формуле: где I L – индекс монопольной власти по Лернеру, Pm – монопольная цена; MC – предельные издержки; Ed – ценовая эластичность спроса. Чем больше разрыв между Pm и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина I L находится в интервале между 0 и 1. На рынке совершенной конкуренции индекс Лернера равен нулю, и фирма не обладает рыночной властью. Если I L >0, то фирма обладает властью над ценой, и чем выше этот показатель, тем сильнее эта власть. В связи с трудностью расчета предельных издержек, часто на практике их заменяют средними издержками, тогда формула приобретает вид: Если числитель и знаменатель умножить на Q, то получим:
Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель степени концентрации рынка. Он вычисляется путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли где I HH – индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; …, Sn – удельный вес наименьшей фирмы. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана будет равно 10000, т.е. S1 = 100 %, а I HH =
Виды монополии: Закрытая монополия появляется в результате имеющихся нормативно-правовых актов (лицензий, разрешений, патентов и т.д.), препятствующих проникновению в данную отрасль других фирм. Естественная монополия возникает и существует в тех отраслях, где в виду особенностей производственной технологии наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких. Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие благодаря новизне предлагаемого товара может на некоторое время стать его единственным поставщиком, однако оно не имеет защиты от конкуренции в виде патентов или лицензий как в случае закрытой монополии и у него отсутствуют преимущества естественной монополии. 4. Виды монополий. Ценовая дискриминация. Естественная монополия.
Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.
Для естественной монополии характерны, также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие постоянные издержки. Однако, осуществив первоначальные вложения капитала, фирма далее может наращивать производство товара при незначительных дополнительных затратах, из этого следует, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки.