Особенности подготовки управленческих кадров для инновационного развития компании Яшин В.Г. Заместитель декана факультета инновационно-технологического бизнеса РАНХ и ГС при Президенте РФ (495) Факультетинновационно-технологическогобизнесаФакультетинновационно-технологическогобизнеса Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Консультаци- онная и экспертная экспертная деятельность деятельность Научно-исследовательская Издательская Издательская деятельность деятельность Методическоеобеспечение Подготовка и переподготовкакадров Центркоммерци-ализациитехнологий Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Подготовка инновационных менеджеров Грант USAID 1994г. Гранты USAID другим органи- зациям Техасский yниверситет, Atlas Group, Fenix Technologi International
Программы повышения квалификации ПП и ПК по заказу Правительства Москвы: Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов; Управление инновационными проектами. Программы профпереподготовки: Инновации и риски в бизнесе, Топ- менеджер (с 2004 г.) Магистерская программа "Технологический менеджмент" (второе высшее образование) 1997г. Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» – 2000г. Первые программы – 1996 г. Факультетинновационно-технологическогобизнесаФакультетинновационно-технологическогобизнеса Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Яшин Виктор Геннадьевич Исторические вехи Краткая информация о факультете Декан Зинов В.Г. Программа по заказу Роснано: Инновационный менеджмент при производстве конкурентноспособной продукции из наноструктурировнных материалов (с 2010 г.)
Серия: Теория и практика коммерциализации Серия: Теория и практика коммерциализации технологий, 2000 год (14 изданий) технологий, 2000 год (14 изданий) Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Научно-методическая деятельность 11 НИР за последние 5 лет Сборники многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности, отдельные издания по кадровому обеспечению Инновационной деятельности и управлению интеллектуальной собственностью интеллектуальной собственностью Серия: Библиотека технологического Серия: Библиотека технологического предпринимательства, 1998 год (15 изданий) Серия инновационный бизнес, 2009 год (14 изданий) 42 УМК (в том числе 12 интерактивных) 42 УМК (в том числе 12 интерактивных)
вузы Власть Обществен-но-профессио-нальныеорганизации РАНХ и ГС как площадка для обсужденияпроблеминновационного развития РФ Экс-пертноесообще-ство Пред прия тия бизнес Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
6 Специализированные программы ФИТБ АНХ Магистерская программа «Инновационный менеджмент» «Проектный менеджмент в высокотехнологичных отраслях» Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» Программы профессиональной переподготовки: « Инновационное развитие компании: проектное управление» «Управление инновационными проектами» «Управление технико-внедренческой деятельностью» «Управление инновационным развитием отраслей и регионов» «Управление инновационным производством» «Топ-менеджер» «Инновации и риски в бизнесе» «Инновационный менеджмент при производстве продукции из наноструктурированных материалов» Программы повышения квалификации: «Венчурное инвестирование инновационных бизнесов» «Основы коммерциализации НИОКР и технологий» «Инновационный бизнес» «Управление инновационными проектами» «Управление финансами инновационно ориентированной компании» «Продвижение нового продукта на рынок в условиях жестких ограничений» «Управление производством инновационно ориентированной компании» «Формирование системы продаж и программы продвижения инновационного продукта на высокотехнологичном рынке»
Основные вопросы обучения менеджеров среднего и высшего звена 1.Выработка стратегии инновационного развития компании 2.Управление инновационным процессом в компании 3.Управление проектами инновационного процесса 4.Управление инновационным проектом 7 Инновационное развитие компании – это освоение новых технологий, создание и вывод на рынок нового продукции
За 15 лет сформировался основной принцип обучения: «Мы не придумываем учебные задачи, а используем реальные практические задачи слушателей в качестве учебных» Обучение управленческих кадров проводится путем разработки слушателями с помощью преподавателей - профессиональных консультантов обоснования принятия управленческого решения для актуальной производственной задачи слушателя 8
Факультет инновационно-технологического бизнеса Программы обеспечивают овладение слушателем системным профессиональным инструментарием выполнения каждого этапа инвестиционного проекта, связанного с модернизацией высокотехнологичных отраслей. Образовательные результаты достигаются благодаря использованию разработанной кафедрой управления инновационными проектами Факультета оригинальной методики «Сквозной кейс» 9
Методика «Сквозной кейс» 1.Изучаемые курсы программы привязаны к учебному высокотехнологичному базовому проекту, жизненный цикл которого охватывает интервал от начала (когда существует всего лишь идея, замысел) до завершения проекта (когда осуществляется монетизация знания) 2.Изучаемые курсы планируются в соответствии с последовательностью работ и этапов базового проекта, предоставляя профессиональные инструменты менеджера для решения очередной задачи проекта 3.У слушателя формируется набор профессиональных инструментов и понимание, как их использовать при управлении конкретным проектом 10
Преимущественно интерактивные формы проведения занятий с практическим освоением управленческих инструментов обучение проводится на основе реальных проектов слушателей принцип «Мы не придумываем учебные задачи, а используем реальные практические задачи слушателей в качестве учебных»; Преподаватели-практики из консультационных и инновационных компаний Обучение, даже по программе ПК проводиться с интервалом между модулями обучения для выполнения домашних заданий по проекту слушателя Проводится анализ самостоятельных работ и консультации по проектам (между модулями): управленческий консалтинг Принципы обучения Программа обучения разрабатывается с учетом специального исследования потребностей потенциальных слушателей и их работодателей в обучении, обязательная доработка программы при изменении заказчика Итоговый анализ удовлетворенности слушателей и работодателей Модульность, мобильность, компетентностный подход, индивидуализация для компаний, преподавателей и слушателей Обязательное выполнение итоговой аттестационной работы по актуальной для слушателя практической задаче (даже на ПК). Защита выполненных домашних заданий и итоговой работы проводится на «Проектном комитете» в составе преподавателей-консультантов и руководителей компаний слушателей
Схема организации программы повышения квалификации по вопросам повышения эффективности деятельности Подготовительная работа – обсуждение ситуации с руководством компании и отбор руководителей преобразующих проектов (проектов развития организации) Три модуля по 3 дня каждый с интервалом 1-1,5 месяца Самостоятельная работа над подготовкой обоснования своего индивидуального или группового проекта (2-3 домашних задания между модулями тренинга) Анализ самостоятельных работ и консультации по проектам (между модулями) Защита выполненных домашних заданий на «Проектном комитете» в составе преподавателей-консультантов АНХ и руководителей компании Подготовка отчета о результатах работы с указанием, насколько успешно проработано обоснование управленческих решений по каждому проекту
Пример программы ПК в Уфимском моторостороительном производственном объединении Все слушатели пришли с индивидуальными или групповыми проектами, согласованными с руководством компании. Объем тренинга 3 модуля по 3 дня по 8 часов в день. На первом модуле проведено тестирование и выдано индивидуальное или групповое домашнее задание на основе проекта слушателя. В течении месяца выполнено и проанализировано домашнее задание, рейтинг результатов передан в Управление кадрами компании. Второй модуль начинается с презентации результатов домашнего задания каждым слушателем после выполнения полученных замечаний. Первый модуль проведен для 72 слушателей. Второй – для 45 слушателей. Окончили программу 25 слушателей.
Разработка программы опережающей профессиональной переподготовки «Инновационный менеджмент при производстве конкурентоспособной продукции из наноструктурированных материалов» Модуль 1 Менеджмент инноваций Модуль 2. Физико-химические основы наноматериалов Модуль 3. Основные технологии наноиндустрии Модуль 4. Методы и приборы нанодиагностики Модуль 5. Управление проектами и качеством высокотехнологичной продукции Модуль 6. Профессиональные навыки менеджера 14
Мобильность преподавателя при реализации образовательных программ для проектных компаний Роснано: электронные УМК с видеокейсами историй успеха и провала проектных компаний; вебинары; индивидуальные консультации в Skype (единая платформа, понятная преподавателям и слушателям) Неверная идентификация проблем предприятия Топ-менеджментом – Неверная формулировка образовательных результатов. Глубокое исследование вместо опросов. Исследование разрывов в компетенциях: компетенции требуемые – компетенции имеющиеся Высокая загруженность сотрудников при реализации проекта Роснано. На обучение отпускают не тех кому необходимо, а наименее занятых. Приблизить обучение к предприятию. Серия модульных коротких программ. Индивидуализация. Непрерывность. Подстройка образовательной программы под нужды конкретной компании Проблемы
Спасибо за внимание! м.т р.т. (495)