ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2. Чистая монополия. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. 3. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование. 4. Виды монополий. Ценовая дискриминация. Естественная монополия.
Недостатки совершенной конкуренции: 1) не предусматривает производство общественных благ; 2) не может обеспечить концентрацию ресурсов; 3) однородная продукция не учитывает широкий диапазон потребительского выбора (дифференциация же связана с повышением издержек производства) 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур.
Понятие монополия (от греч. μονο один и πωλέω продаю) фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Сущность и виды монополий Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Монополии доминирующее положение Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Признаки монополии 1) единственный продавец 2) отсутствуют близкие заменители 3) экономические и юридические барьеры 4) «диктует цену»
В условиях чистой монополии: 1) отрасль состоит из одной фирмы (понятия фирма и отрасль совпадают) 2) полный контроль над ценой 3) отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов) 4) барьеры для вступления в отрасль трудно преодолимы 2. Чистая монополия. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.
Виды монополий Закрытая монополия Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. Естественная монополия Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. Открытая монополия Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Виды Естественная монополия Электроэнергетика Государственная монополия Алкоголь Чистая монополия Кабельное телевидение Концерн Fiat
Естественная монополия Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами
Чистая монополия Чистая монополия ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Характерные черты чистой монополии По существу монополист диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены. Вступление в данный рынок новых предприятий блокируется экономическими, финансовыми, правовыми, техническими и другими преградами. Иначе монополист теряет своё абсолютное монопольное положение. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует. Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
Чистая монополия Черты чистой монополии наиболее полно встречаются в небольших населённых пунктах с одним магазином, одним телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населённом пункте.
Ценовая политика чистой монополии Чистый монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Но, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой - боится введения государственного регулирования. ограничение производства и повышение цен. Одними из отрицательных черт монополий являются ограничение производства и повышение цен.
Доля Группы «Газпром» в суммарном экспорте газа в Западную Европу
Объем добычи, млрд м3 Себестоимос ть, млрд руб. Выручка, млрд руб. Чистая прибыль , , , ,
Фирма-монополист олицетворяет целую отрасль, поэтому кривая спроса на ее продукцию – есть отраслевая кривая спроса, имеющая отрицательный наклон. У монополиста отсутствует кривая предложения независимая от кривой спроса на товар. Фирма выбирает только точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.
Кривая среднего дохода (AR) у монополиста совпадает с кривой рыночного спроса (D), поскольку монополист устанавливает единую цену для всех единиц товара, определяя тем самым величину среднего дохода (AR=P). Кривая предельного дохода (MR) располагается ниже кривой спроса. В связи с тем, что кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон, то для увеличения выпуска на одну единицу необходимо снизить цену, только в этом случае потребители приобретут всю произведенную им продукцию. При этом цена понижается не только на эту дополнительную единицу товара, но и на предыдущие единицы выпуска.
Максимизация прибыли монополий Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса. Монополист диктует цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.
При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы как "за", так и "против" монополий.
Положительные стороны монополии Монополист может: применять новейшие технологии использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Отрицательные стороны монополии Монополии имеют возможность: увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы; тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства).
Задание на семинар Объясните, почему в развитых странах (и в России) принято антимонопольное законодательство. Когда был принят первый антимонопольный закон и как он назывался?
Плюсы и минусы «+» Есть финансовые ресурсы Проблема безработицы-проблема государства Большая цена ограничивает потребление продукции «-» Увеличивает безработицу Монополии менее эффективны чем сов. конкуренция, т.к. производят меньше продукции и продают по более высоким ценам.
3. Показатели монопольной власти Индекс Лернера – это индикатор монопольной власти, он определяется по формуле: где I L – индекс монопольной власти по Лернеру, Pm – монопольная цена; MC – предельные издержки; Ed – ценовая эластичность спроса. Чем больше разрыв между Pm и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина I L находится в интервале между 0 и 1. На рынке совершенной конкуренции индекс Лернера равен нулю, и фирма не обладает рыночной властью. Если I L >0, то фирма обладает властью над ценой, и чем выше этот показатель, тем сильнее эта власть. В связи с трудностью расчета предельных издержек, часто на практике их заменяют средними издержками, тогда формула приобретает вид: Если числитель и знаменатель умножить на Q, то получим:
Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель степени концентрации рынка. Он вычисляется путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли где I HH – индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; …, Sn – удельный вес наименьшей фирмы. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана будет равно 10000, т.е. S1 = 100 %, а I HH =
Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.
Если вы захотите приобрести последнюю модификацию Windows ХР от компании Мicrosoft, вам придется заплатить $199. Но если у вас уже имеется предыдущая версия программы, в этом случае цена для вас будет составлять всего $99. Вознаграждение ли это от Мicrosoft в ответ на вашу лояльность? Вероятнее всего компания пытается увеличить прибыль через дискриминацию цен, то есть предлагая различные цены в зависимости от готовности покупателя заплатить за продукт. Если у вас уже есть последняя версия Windows, то самая последняя модификация программы предложит вам гораздо меньше дополнительных возможностей, чем если бы вы использовали старую программу, появившуюся много лет назад. Поэтому вы хотели бы заплатить за нее меньше - в противном случае вы вообще можете отказаться от покупки. Мicrosoft знает это и устанавливает цены в соответствии с этой закономерностью.
Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
Типы ценовой дискриминации: Различают три типа ценовой дискриминации: Совершенная или первой степени Дискриминация второй степени Дискриминация третьей степени
Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам.
Дискриминация второй степени- монополист выделяет несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта.
Ценовая дискриминация третьей степени -различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара