Огюст Дюпен – первый в истории литературы сыщик, герой 3-х детективов Э.А. По: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1845) Шерлок Холмс – самый известный литературный сыщик в мире, герой 60-ти произведений А. Конан Дойла, первое из них – «Этюд в багровых тонах» (1887)
Есть персонаж-компаньон, оттеняющий ум сыщика, которому тот рассказывает о своих методах работы (у Дюпена – анонимный рассказчик, у Холмса – доктор Ватсон) Есть знакомые-полицейские, которые обеспечивают сыщика новыми делами (у Дюпена – префект Г., у Холмса – инспектора Лестрейд и Грегсон) Странности и причуды (Дюпен – влюбленность в ночь, Холмс – депрессия, игра на скрипке) Одной из фантастических причуд моего друга… была влюблённость в ночь. (Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
…он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь. Я уже сказал, что Холмс прекрасно играл на скрипке. Однако и тут было нечто странное, как во всех его занятиях… Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. (А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Аналитический склад ума Я не мог не восхищаться аналитическим дарованием Дюпена… А чтобы вы лучше меня поняли, давайте восстановим весь ход ваших мыслей с нашего последнего разговора и до встречи с зеленщиком. (Э.А. По «Убийство на улице Морг») Все расследование представляет собою цепь непрерывных и безошибочных логических заключений… (А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Нестандартность мышления …именно отклонение от простого и обычного освещает дорогу разуму в поисках истины. (Э.А. По «Убийство на улице Морг») Необычное – скорее помощь, чем помеха в нашем деле. (А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах») Пренебрежительное отношение к полиции А вы не судите по этой пародии на следствие… В её действиях нет системы, если не считать системой обыкновение хвататься за первое, что подскажет минута. (Э.А. По «Убийство на улице Морг») Раскрывать нечего, преступлений нет, в лучшем случае какое-нибудь грубо сработанное мошенничество с такими незамысловатыми мотивами, что даже полицейские из Скотленд-Ярда видят все насквозь. (А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Вы, конечно, думаете, что, сравнивая меня с Дюпеном, делаете мне комплимент… А по-моему, ваш Дюпен – очень недалекий малый. Этот прием - сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой "к случаю" после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый показной трюк. У него, несомненно, были кое-какие аналитические способности, но его никак нельзя назвать феноменом, каким, по- видимому, считал его По. (А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Отношение к расследованию преступлений (для Дюпена – приятное развлечение, Холмс – профессионал, постоянно работающий над усовершенствованием своего мастерства) Образованность (Дюпен начитан, имеет огромные познания в различных областях, Холмс сознательно отбирает только практически значимые для его работы знания)
А. Конан Дойл при создании образа Шерлока Холмса взял за основу образ Огюста Дюпена, созданный Э.А. По Важными чертами сходства героев является наличие компаньонов и знакомых-полицейских, что влияет на композицию произведений. Главное сходство двух сыщиков – аналитический склад ума и нестандартность мышления. Герои сильно отличаются как личности, Дюпен – скорее, романтический герой, образ Шерлока Холмса более многогранен.
Знаменитые литературные сыщики. literature/ Конан Дойл А. Этюд в багровых тонах. Пер. Н. Дехтеревой По Э.А. Убийство на улице Морг. Пер. Р. Гальпериной Шаповалова Елена 402А 2010