ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ Тезисы лекции
Англосаксонская литература Vв. – вторжение на Британские о-ва племён Англосаксов и Юты. Англия явл-ся языческой страной. Время представляется замкнутой окружностью и регламентируется церковью. VIв. – введение христианства; векторное представление о времени. Распространение легенд с помощью устного народного творчества: - Скопы (певцы-поэты) - Глимены (певцы-исполнители)
Три типа средневековой культуры 1066 – битва при Гастингсе, положившая начало Норманнскому завоеванию и усилению влияния французского языка на Британскую культуру. Трёхязычие: ФЯ – официальный, латынь -язык церкви, англосаксонский – язык коренного населения Три типа культуры, соответствовавшие трём сословиям: рыцарская, церковная, народная.
Церковная культура Культ Бога, проповедование идеи истиной веры. Церковная литература условно делится на 2 вида: - для мирян (дидактический характер, монашеские ордена – проповедники веры: августинцы, бенедиктинцы, кармелиты, францисканцы и др.). - для себя (хронография; история мира с его сотворения, созданная монахом, проведшим жизнь в монастыре)
Городская / народная культура Развитие мануфактур Рост городов и выработка идеала человека: ловкого, крепко стоящего на ногах, умеющего высмеять врага Карнавал как явление средневековой жизни. Смех регламентирован, количество дней для городских праздников – треть года XII – XIIIвв. – лирика вагантов (бродячих студентов, воспевавших радости жизни, вино, женщин).
Рыцарская / куртуазная культура Учит наслаждаться духовными ценностями. Культ любви, поклонение Прекрасной Даме. Два основных жанра: рыцарский роман и лирика трубадуров (впервые ввели рифму, играли созвучиями). Два направления: тёмное (сложное для восприятия и понимания) и светлое (понятное). В церковной литературе – культ Бога, в городской – культ Земли, в рыцарской – Любви.
Рыцарский роман Тема чести, верности слову, личного достоинства, мотивы мести, кодекс рыцарский морали, конфликт между словом, данным Даме Сердца и Королю. Циклы: троянский и о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Книга Томаса Мэлори «Смерть Артура»
Беовульф Датируется VIIIв., поэтому несёт в себе черты как языческой, так и христианской веры (сочетание языческого духа и христианских имён и символов – Cain, Noah, Abel). Жанр – героический эпос. Особенности жанра: - Идеализированный герой - Описание великой битвы с врагами - Мужество и жестокость Происхождение: - Неизвестный автор, предположительно, христианин, англосакс, живший языческими представлениями. - Нет точной даты создания (~8-11вв).
Король Хигелак, прародитель датских королей. Один из его потомков – Хротгар – построил палату для пиршеств (Хеорт), которую впоследствии атакует чудовище Грендель. На помощь королю приходит Беовульф, он встречается с Гренделем в рукопашной схватке и побеждает. После этого мать Гренделя мстит, но Б. убивает и её. Вознаграждённый Хротгаром, он возвращается на Родину и становится королём геатов. Битва с огнедышащем драконом. Финал – торжественные похороны Б. Сюжет
Аллитерационный стих (Scylds strong son). Параллелизмы Ритмический рисунок Кеннинги: - Море – playground of winds, whaleroad; - женщина – peace weaver, dwelling ornament; - меч – light of battle. Стилистическая характеристика поэмы
Выполнила: Лейбович Ольга, 404 А 2007