Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г
Натюрмо́рт Натюрмо́рт (фр. nature morte «мёртвая природа») изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Натюрмо́рт
Франс Снейдерс, Натюрморт с крабами и фруктами
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Натюрмо́рт
Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему
Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта(фр. «мертвая природа»). Этому жанру на голландском языке больше соответствует слово «стиллевен»- «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте из цветов и плодов, в Гааге из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме роскошные десерты, а в университетском Лейдене книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в
Питер Клас, Завтрак с ветчиной, 1647
В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград об искупительной жертве Христа. Раковина оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт XVII в
Франс Снейдерс, Натюрморт с птицами - фруктами и овощами
Изображение вещей в голландском натюрморте так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Голландский натюрморт XVII в
Виллем Клас Хеда.«Натюрморт с крабом» (1648).
Питер Клас, Натюрморт
Адриан ван Утрехт, Натюрморт с виноградом
ИСТОЧНИК: gallerynikole.com/post