Учитель ИЗО МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г.
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры.
Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постано- вочных задач реалистического изобра- жения,таких как:отображение воздушно- го пространства, материальности. Условностью так же является плано- вость изображения. В декоративном натюрморте на пер- вый план выступают следующие зада- чи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее про- думанного колорита,то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии.
1.В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном.. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как апликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации.
Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
Литература: Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1922 Разговор о натюрморте. // Художник, 1973, 6 Натюрморт. Л., 1975 Натюрморт в европейской живописи. М., 1984 festival.1september.ru/articles/530401/ fio.novgorod.ru/projects/project2161/new 4.htm art.school548.ru/yroki/17/17.htm