Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Различия научных знаний Эмпирические фрагментарны, дают информацию об отдельных сторонах изучаемого объекта Теоретические представляют систематизированную картину, раскрываемую сущность изучаемого объекта
Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого постигаются внешние свойства и признаки изучаемого объекта. Эксперимент (лат. проба, опыт) – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях. Единство исторического и логического – отражает связь двух теоретических методов: описание исторического процесса развития и одновременно воспроизведения объекта в его существенных связях Формализация (лат. вид, образ) – сопоставление изучаемых объектов с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам
Аналогия (гр. соответствие – выявление сходства нетождественных объектов в некоторых качествах и выведение на этой основе нового утверждения. Моделирование (фр. образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте(модели), специально созданном для их изучения. Абстракция (лат. отвлечение) – мыслительное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. Идеализация – мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности.
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленной на производство знаний об обществе