ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Современные методы подготовки воды для энергетики Национальный исследовательский Томский политехнический университет Томск
Объем программы и виды учебной работы по программе Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации 2 Вид учебной работыВсего часов Общий объем программы82 Лекционные занятия35 Лабораторные и практические занятия35 Самостоятельная работа, включая работу по подготовке к промежуточному и итоговому контролю 8 Текущий /промежуточный контроль2 Выполнение итоговой / выпускной аттестационной работы2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации 3 п/п Наименование модулей Всего часов В том числе Лекции Практические (лабораторные) занятия с указанием мест проведения 1 Модуль 1. Тракты воды. Примеси и показатели качества воды Модуль 2. Современные методы подготовки воды. Химическое обессоливание Модуль 3. Безреагентные методы подготовки воды. Термическое обессоливание Модуль 4. Сертификация профессиональных инженеров 422 Итоговая аттестация по программе22 ИТОГО
Модуль 1. Тракты воды. Примеси и показатели качества воды Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации 4 Цели и задачи модуля – приобретение слушателями знаний, умений и опыта в области обработки воды, норм качества и основ достижения надежного, безопасного и экономичного ведения воднохимических режимов в трактах современных энергетических установок. Приобретаемый профессиональные компетенции: Способность и готовность осваивать новые технологические процессы и виды оборудования; использовать технические средства для измерения основных параметров качества воды. Способность и готовность проведения измерений параметров установок водоподготовки, осуществлять сервисно-эксплуатационные работы на объектах профессиональной деятельности. Способность и готовность проверять техническое состояние и остаточный ресурс действующего технологического оборудования, осуществлять монтажно-наладочные работы на объектах профессиональной деятельности. Проведение технико-экономических обоснований решений, соблюдать и обеспечивать производственную и трудовую дисциплину и осуществлять организационно- управленческую работу с малыми коллективами.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: составления растворов реагентов по заданным рецептам; очистки и промывки аппаратуры; наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов; определения жесткости, щелочности, солесодержания и других показателей качества химически очищенной воды; ведения записей в журнале о работе установок. приобрести умения: ведения процессов химической очистки воды, процессов глубокого обессоливания воды методом ионного обмена; контроля параметров технологического режима; расчета потребности количества сырья и выхода продукта; изменять весь режим химводоочистки. получить знания: процессов регулирования химической очистки воды; кинематические схемы обслуживаемого оборудования и варианты переключения при различных режимах работы; методику проведения анализов и расчетов и правила выполнения анализов. 5 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль1. Тракты воды. Примеси и показатели качества воды
6 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 1. Тракты воды. Примеси и показатели качества воды Тематический план профессионального модуля п/п Наименование разделов и тем профессионального модуля Всего часов В том числеПрименяемые образовательн ые технологии Способы контроля образова тельных результа тов Лекции Практические (лабораторные) занятия 1 Тракты воды Технологические схемы энергетических объектов 22 ЛекцияОпрос 2 Примеси и показатели качества воды Характеристика водных источников 0,5 ЛекцияОпрос 2.2 Физико-химический состав природных вод 11 ЛекцияОпрос 2.3 Показатели качества воды 1,5 8 Лекция Выполнение лабораторной работы Опрос Отчет по лаборатор ной работе 2.4 Физико-химические процессы, протекающие в водопаровых трактах 33 ЛекцияОпрос 3 Итоговая аттестация по модулю 1 1 Опрос Всего 178 9
Цели и задачи модуля – приобретение слушателями знаний, умений и опыта в области обработки воды, норм качества и основ достижения надежного, безопасного и экономичного ведения воднохимических режимов в трактах современных энергетических установок. Приобретаемый профессиональные компетенции: Способность и готовность осваивать новые технологические процессы и виды оборудования; использовать технические средства для измерения основных параметров качества воды. Способность и готовность проведения измерений параметров установок водоподготовки, осуществлять сервисно-эксплуатационные работы на объектах профессиональной деятельности. Способность и готовность проверять техническое состояние и остаточный ресурс действующего технологического оборудования, осуществлять монтажно-наладочные работы на объектах профессиональной деятельности. Проведение технико-экономических обоснований решений, соблюдать и обеспечивать производственную и трудовую дисциплину и осуществлять организационно-управленческую работу с малыми коллективами. 7 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 2. Современные методы подготовки воды. Химическое обессоливание
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: составления растворов реагентов по заданным рецептам; очистки и промывки аппаратуры; наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов; определения жесткости, щелочности, солесодержания и других показателей качества химически очищенной воды; ведения записей в журнале о работе установок. приобрести умения: ведения процессов химической очистки воды, процессов глубокого обессоливания воды методом ионного обмена; контроля параметров технологического режима; расчета потребности количества сырья и выхода продукта; изменять весь режим химводоочистки. получить знания: процессов регулирования химической очистки воды; кинематические схемы обслуживаемого оборудования и варианты переключения при различных режимах работы; методику проведения анализов и расчетов и правила выполнения анализов. 8 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 2. Современные методы подготовки воды. Химическое обессоливание
9 Тематический план профессионального модуля Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации п/п Наименование разделов и тем профессионального модуля Всего часов В том числеПрименяемые образовательн ые технологии Способы контроля образоват ельных результат ов Лекции Практические (лабораторные) занятия 1 Современные методы подготовки воды Характеристика технологических процессов химической очистки воды 44 ЛекцияОпрос 1.2 Обессоливание и опреснение воды 22 ЛекцияОпрос 2 Химическое обессоливание Натрий- и водород катионирование воды Лекция Выполнение лабораторной работы Опрос Отчет по лабораторн ой работе 2.2 Комбинированное Н – катионирование и ОН-анионирование воды 33 3 Итоговая аттестация по модулю 1 1 Опрос Всего 2412
10 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 3. Безреагентные методы подготовки воды. Термическое обессоливание Цели и задачи модуля – приобретение слушателями знаний, умений и опыта в области обработки воды, норм качества и основ достижения надежного, безопасного и экономичного ведения воднохимических режимов в трактах современных энергетических установок. Приобретаемый профессиональные компетенции: Способность и готовность осваивать новые технологические процессы и виды оборудования; использовать технические средства для измерения основных параметров качества воды. Способность и готовность проведения измерений параметров установок водоподготовки, осуществлять сервисно-эксплуатационные работы на объектах профессиональной деятельности. Способность и готовность проверять техническое состояние и остаточный ресурс действующего технологического оборудования, осуществлять монтажно-наладочные работы на объектах профессиональной деятельности. Проведение технико-экономических обоснований решений, соблюдать и обеспечивать производственную и трудовую дисциплину и осуществлять организационно-управленческую работу с малыми коллективами.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: освоить практический опыт: составления растворов реагентов по заданным рецептам; очистки и промывки аппаратуры; наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов; определения жесткости, щелочности, солесодержания и других показателей качества химически очищенной воды; ведения записей в журнале о работе установок. приобрести умения: ведения процессов химической очистки воды, процессов глубокого обессоливания воды методом ионного обмена; контроля параметров технологического режима; расчета потребности количества сырья и выхода продукта; изменять весь режим химводоочистки. получить знания: процессов регулирования химической очистки воды; кинематические схемы обслуживаемого оборудования и варианты переключения при различных режимах работы; методику проведения анализов и расчетов и правила выполнения анализов. 11 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 3. Безреагентные методы подготовки воды. Термическое обессоливание
12 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 3. Безреагентные методы подготовки воды. Термическое обессоливание Тематический план профессионального модуля п/п Наименование разделов и тем профессионального модуля Всего часов В том числеПрименяемые образователь ные технологии Способы контроля образова тельных результа тов Лекции Практические (лабораторные) занятия 1 Безреагентные методы подготовки воды Специальные методы очистки воды 44 ЛекцияОпрос 1.2 Мембранные процессы подготовки воды 22 ЛекцияОпрос 2 Термическое обессоливание Испарительные установки Лекция Выполнение лабораторной работы Опрос Отчет по лаборато рной работе 2.2 Технологические схемы испарительных установок 44 3 Итоговая аттестация по модулю 1 1 Опрос Всего 2412
Цель модуля – cформировать у слушателей теоретические знания и практические навыки регулирования инженерной профессии, развитие профессиональных и универсальных компетенций практикующих инженеров до уровня, необходимого для международной сертификации и регистрации в системах APEC Engineer Register (Азиатско-тихоокеанский регион) и FEANI Register (Европейский регион). С целью освоение указанным видом трудовой деятельности обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: Освоить практический опыт:подготовки к письменному и устному экзаменам на статус инженера АТЭС. Приобрести умение:навыки оценки уровня собственных компетенций, принятие решения в условиях ограниченных временных ресурсов. Получить знания: в области оценки инженерных компетенций и требований международной сертификации профессиональных инженеров, этических принципов работы инженера. 13 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 4. Сертификация профессиональных инженеров
Перечень универсальных и профессиональных компетенций соблюдение законодательства и правовых норм (готовность соблюдать все юридические нормы и требования, в том числе в части охраны здоровья и безопасности при ведении инженерной деятельности), этика инженерной деятельности (готовность к ведению инженерной деятельности с соблюдением этических норм), организация и управление инженерной деятельностью (готовность к частичному или полному управлению одним или несколькими видами комплексной инженерной деятельности), коммуникация (готовность к ясному и четкому общению с другими участниками комплексной инженерной деятельности), обучение в течение всей жизни (готовность к непрерывному повышению квалификации и профессиональному совершенствованию, достаточному для поддержания и развития компетенций), принятие инженерных решений (готовность к принятию инженерных решений на альтернативной основе, руководствуясь здравым смыслом в сложных условиях при противоречивых требованиях и недостатке информации), ответственность за инженерные решения (готовность нести частичную или полную ответственность за принятие решений при ведении комплексной инженерной деятельности). 14
15 Структура программы повышения квалификации Структура программы повышения квалификации Модуль 4. Сертификация профессиональных инженеров Тематический план профессионального модуля п/пНаименование разделов и тем профессионального модуля Всего часов В том числеПрименяемые образовательные технологии Способы контроля образовательных результатов ЛекцииПрактические занятия 1.Требования к инженерам АТЭС 22 Лекцияопрос 1.1 Роль инженера в современном мире 0, Зарубежные системы регулирования инженерной профессии и требования к компетенциям инженера АТЭС 1, Сертификационные испытания для претендентов на статус инженера АТЭС 1,5 Практическая работаопрос 2.1. Письменный и устный экзамены Подготовка к экзаменам 0,5 3.Итоговая аттестация по модулю 0,5 опрос Всего422
Непрерывное повышение квалификации Повышение квалификации направлено на: обеспечение существенного вклада в развитие инженерной теории и практики; развитие и/или применение новых инженерных идей; развитие и/или применение новых инженерных решений; развитие и/или применение новых стандартов в инженерной практике; обмен научно-техническими и практическими знаниями и опытом; поиск возможностей интеграции фундаментальных и специализированных инженерных знаний. 16
Непрерывное повышение квалификации Формальные виды повышения профессиональной компетентности: обмен опытом в рамках производственных стажировок; участие в конференциях, семинарах, тренингах; обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации и др. Неформальные виды повышения профессиональной компетентности: чтение профессиональной литературы; знакомство с современными компьютерными программами; освоение новой техники и технологий и др. 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!