Компьютерная графика Новосибирск, 2005 (с) Гусельникова Е.В. МОУ Лицей 130 имени академика М.А.Лаврентьева
Определения Компьютерная графика – область деятельности, связанная с созданием и обработкой цифровых изображений. Цифровое изображение – модель реального или синтетического (созданного искусственно) изображения, хранящегося в памяти компьютера в виде комбинации кодов (цифр).
Векторная модель Векторная модель цифрового изображения – это список параметров, математически определяющих объекты (графические примитивы, стандартные фигуры), составляющие синтезированное изображение. + 1.Компактность 2.Легкость модификации 3.Качество визуализации не зависит от масштаба - 1.Зависимость времени визуализации от сложности и количества объектов, составляющих картину 2.Невозможность адекватно описать с помощью объектов реальное изображение
Пример векторного рисунка
Растровая модель Растровая модель цифрового изображения – это таблица одинаковых неделимых элементов, каждый из которых в закодированном виде хранит информацию о соответствующем ему участке реального или синтезированного изображения. Одинаковые неделимые элементы цифрового изображения, составляющие растровую модель, называются пикселами (от англ.pixel – picture element, элемент изображения)
Пример растрового рисунка
Цветовые модели Для описания цвета используются разные математические модели. Их называют цветовыми моделями. В каждой модели определенный диапазон цветов представляют в виде 3D пространства. В этом пространстве каждый цвет существует в виде набора числовых координат. Этот метод дает возможность передавать цветовую информацию между компьютерами, программами и периферийными устройствами. Обобщенная цветовая модель: а - схема модели и ее основные элементы; б – один из возможных вариантов цветового тела обобщенной модели Цветовые модели могут быть аппаратно- зависимыми (их пока большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно- независимыми (модель Lab). В большинстве "современных" визуализационных пакетов (например, в Photoshop) можно преобразовывать изображение из одной цветовой модели в другую.
Модель RGB Модель RGB (Red Green Blue ) описывает излучаемые цвета и образована на трех базовых цветах: красном (red), зеленом (green) и синем (blue). Обычно ее называют моделью аддитивных основных цветов. Все цвета образуются смешиванием этих трех основных в разных пропорциях (т. е. с разными яркостями). При смешении двух лучей основных цветов, результирующий цвет будет светлее составляющих. Яркость каждого базового цвета может принимать значения от 0 до 255 (256 значений), таким образом, модель позволяет кодировать или около 16,7 млн цветов. Цветовые модели могут быть Модель является аппаратно- зависимой, так как значения базовых цветов (а также точка белого) определяются качеством примененного в вашем мониторе люминофора. В результате на разных мониторах одно и то же изображение выглядит неодинаково.
Модель RGB ЦветRGB Красный (red)25500 Зеленый (green)02550 Синий (blue)00255 Фуксин (magenta)2550 Голубой (cyan)0255 Желтый (yellow)255 0 Белый (white)255 Черный (black)000
Модель CMYK Cyan (голубой) Magenta (п урпурный ) Yellow (желтый) blacK (черный) Key Данная модель основная модель полиграфии. Пурпурный, голубой, желтый цвета составляют так называемую полиграфическую триаду, и при печати этими красками большая часть видимого цветового спектра может быть воспроизведена на бумаге. Однако реальные краски имеют примеси, их цвет может быть не идеальным, и смешение трех основных красок дает вместо черного неопределенный грязно- коричневый.
Модель Lab Lightness - яркость a – координата зеленый-красный b – координата синий-желтый Модель Lab позволяет описать практически любой цвет, воспринимаемый человеческим глазом. Она, в отличие от RGB, аппаратно-независимая, так что её цвета выглядят одинаково и на мониторе, и на принтере. В графических редакторах модель Lab используется в качестве внутренней модели для пересчета значений цвета из одной модели в другую. Lightness - от 0 до 100 a – от -128 до +127 b – от -128 до a b
Модель HSB Hue (цветовой тон) Saturation (насыщенность ) Brightness (яркость) Модель HSB декларирована как аппаратно-независимая, на самом деле в её основе лежит RGB. В любом случае HSB конвертируется в RGB для отображения на мониторе и в CMYK для печати, а любая конвертация не обходится без потерь. Hue – от 0° до 360° Saturation - от 0 (серый) до 100% (самый чистый) Brightness - от 0 до 100% Тон 0° – красный Тон 60° - желтый Тон 120° - зеленый Насыщенность 0 – серый цвет Насыщенность 100 – самый чистый цвет Яркость 0 – черный Количество цветов = 360*100*100 = 3,6 млн
Список моделей и их краткое описание МодельБазовые цвета моделиОбласть применения CMYБирюзовый, пурпурный, желтыйЦветная печать CMYKБирюзовый, пурпурный, черный, желтыйЦветная печать RGBКрасный, зеленый, синийWeb графика и слайды HSBТон, контрастность, яркостьWeb графика и слайды HLSТон, интенсивность, контрастностьWeb графика и слайды LAB Яркость и отношение интенсивностей зеленого к красному и синего к желтому Цветная печать YIQЯркость и хроматические компоненты цветовТелевидение Grayscale256 оттенков серогоЧерно-белая печать
Список использованных материалов 1.Павлова Мария Ивановна. Цветовые модели. 06/07/ Евгений Вотяков. Обобщенная модель пространственного цветового тела. Вестник КрасГАСА, вып. 3, Николай Колесник. Image eXtension - Профессиональные дизайнерские решения. Полезности. © Copyright Nikolai Kolesnik.