Учебная деятельность
1.Основные понятияОсновные понятия 2.Виды наученияВиды научения 3.Механизмы наученияМеханизмы научения 4.Требования к учебной деятельностиТребования к учебной деятельности 5.Структура учебной деятельностиСтруктура учебной деятельности 6.Виды учебной деятельности и способы их организацииВиды учебной деятельности и способы их организации 7.Учебная деятельность – это…Учебная деятельность – это… 8.Особенности учебной деятельностиОсобенности учебной деятельности 9.Свойства учебной деятельностиСвойства учебной деятельности 10.Компоненты учебной деятельностиКомпоненты учебной деятельности 11.Становление учебной деятельности – это…Становление учебной деятельности – это… 12.Проблема соотношения обучения и развитияПроблема соотношения обучения и развития
Основные понятия Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него ЗУН, совершенствует и развивает свои способности Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся ЗУН, такая деятельность предполагает совместную деятельность Учение – собственные действия ученика, направленные на приобретение ЗУН и развитие Научение – процесс и результат приобретения человеком ЗУН и новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности
Виды научения Импринтинг – быстрое автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения Условно-рефлекторное научение – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше реакции не вызывал Оперантное научение – вид научения, происходящий за счет спонтанного порождения организмом разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуаций с последующим закреплением только тех, которые оказались наиболее удачными Викарное – осуществляется через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Это есть механизм частичного подражания Вербальное научение – данный вид становится основным способом приобретения опыта (речь)
Механизмы научения Ассоциация – соединение психических явлений друг с другом, при которых возникновение в сознании одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого Подражание – буквальное копирование поведения объекта, являющегося для него образцом Различие и обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности Инсайт – внезапное и неожиданное нахождение решения проблемы Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей
Требования к учебной деятельности Быть мотивированным процессом; Иметь развитую гибкую структуру (наличие различных методов работы, форм организации, умение сочетать разные методы и приемы обучения); Осуществляться в различных формах, позволяющих педагогу реализовать свой потенциал использования наглядно-технических средств; Для того, чтобы быть успешной, учебная деятельность должна
Структура учебной деятельности Внешняя сторона Внутренняя сторона Ориентировочная сторона Исполнительская сторона Практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс в качестве его материальных средств Те умственные действия и операции, которые выполняет учащийся в процессе учения Действия и операции, выполняемые учащимися с целью предварительного знакомства с составом усваиваемых ЗУН Характеризует сам процесс усвоения и использования умений и навыков
Виды учебной деятельности и способы их организации Фронтальная работа – односторонний или двухсторонний процесс обмена информации между преподавателем и учащимся Индивидуальная работа – деятельность, когда в качестве обучаемых выступает один или несколько учащихся, с которыми педагог работает поочередно или непосредственно с одним из них Непосредственная учебная деятельность – прямое взаимодействие. Личный контакт преподавателя с учеником без использования пособий, технических средств Опосредованная учебная деятельность – взаимодействие через средства обучения. Технические средства, проектор, компьютер… Деятельность, организуемая по типу сообщения Деятельность, организуемая по типу общения
Учебная деятельность – это… 1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения. 2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.
Особенности учебной деятельности учебная деятельность является: –общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством); –общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); –общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).
Свойства учебной деятельности Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия Общие способы действий предваряют решение Учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий
Компоненты учебной деятельности –п–потребность –у–учебная задача –м–мотивы учебной деятельности –у–учебные действия и операции
Потребность – широкая направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку к деятельности Потребностью учебной деятельности является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области
Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. –восприятие сообщений; –наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее; –сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме; –предметно-практические действия; –устное или письменное изложение усвоенного материала; –языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы; –подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез; –выполнение различных задач и упражнений; –оценка качества действия, события, поведения. В структуре учебной деятельности выделяют следующие учебные действия
В состав учебных действий входят: –принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; –преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; –моделирование выделенного отношения; –преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде; –построение системы частных задач, решаемых общим способом; –контроль за выполнением предыдущих действий; –оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются: –действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи; –действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида; –действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; –действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия; –действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; –действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.
Становление учебной деятельности – это… –совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов; –совершенствование мотивационного и операционного аспектов учения; –превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности; –необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов учебной деятельности.
Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии Тождественность Обучение Развитие Обучение Развитие Тесная связь Отсутствие связи
Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж.Пиаже, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием.
Согласно второй точке зрения, обучение и развитие – тождественны. Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика.
Третья теория пытается объединить первые две. Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.