11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва, 20 ноября 2008 г. Российский Микрофинансовый Центр : VII ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
22 Что такое дистанционный банкинг ? Мобильные телефоны Точки продаж, оборудованные POS- терминалами Инновационное использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления финансовых услуг посредством каналов, альтернативных традиционным банковским филиалам и банкоматам
33 Предоставление услуг через мобильные телефоны и агентов мобильной связи Объединение инф. систем Использование банкоматов Компьютеризир ованная инф. система (MIS) Сбор данных при помощи PDA Выпуск платежных карт Сеть POS- терминалов и агентов для предоставления финансовых услуг Модель статистического скоринга для кредитования Технологии с высоким потенциалом Необходи- мый организа- ционный потенциал Потенциал расширения доступа
44 ДБ – первые итоги Существенное снижение затрат на предоставление финансовых услуг Использование, в основном, для осуществления платежей Охват малообеспеченных и неохваченные финансовыми услугами людей пока еще не существенный Сети розничных агентов – ключевой компонент бизнес - стратегии поставщиков финансовых услуг Лидерами большинства проектов мобильного банкинга являются операторы сотовой связи ( а не фин. учреждения ) Простота внедрения и использования предпочитается широте функциональных возможностей, что ограничивает выбор для клиентов МФО в сфере ДБ в основном не представлены
55 Возникшие вопросы … Какие из подходов окажутся жизнеспособными ? Какие из них имеют потенциал расширения доступа к фин. услугам ? Какова должна быть реакция регулирующего органа ? Диагностические исследования, цель которых – получить ответ на эти вопросы Бизнес-модели Принятие клиентами Регулирование
66 Публикации CGAP ( Публикации CGAP ( Ivatury and Mas The Early Experience with Branchless Banking. Lyman, Porteous, and Pickens Regulating Transformational Branchless Banking: Mobile Phones and Other Technology to Increase Access to Finance. Mas Being Able to Make (Small) Deposits and Payments, Anywhere. Mas and Siedek. Forthcoming. Banking Through Networks of Agents. Lyman, Ivatury and Staschen Use of Agents in Branchless Banking for the Poor: Rewards, Risks, and Regulation. Ivatury and Pickens Mobile Phone Banking and Low-Income Customers. Ivatury Using Technology to Build Inclusive Financial Systems.
77