11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва,
Advertisements

11 Развитие системы дистанционного обслуживания клиентов с использованием технологии branchless banking: опыт других стран V Ежегодная конференция РМЦ,
11 Building Financial Systems for the Poor Дистанционный банкинг – путь к всеобъемлющим финансовым системам Москва, Россия. 14 ноября 2007 г. Ольга Томилова,
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
О новых подходах к взаимодействию коммерческих банков и организаций микрофинансирования (МФО) В.М.Маркосова Начальник Управления маркетинга и продуктов.
Building Financial Systems for the Poor Влияние глобального финансового кризиса на микрофинансирование – с точки зрения международного сообщества Санкт-Петербург,
11 Трансформационное дистанционное банковское обслуживание 15 ноября 2007 г., Москва, Россия Тимоти Р. Лайан, главный советник по политическим вопросам.
Роман Гаврилов Управляющий директор по малому бизнесу Финансовой Группы «Лайф» Москва, 09 февраля 2010 Дистанционное обслуживание клиентов с помощью Interbank.
1 От микрофинансирования – к финансовым услугам «для всех» Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков «Россия», Заместитель председателя.
Расчётный центр корпорации: организация контроля и управления денежными потоками Москва, 2011 год.
Октябрь 2011 Д.Н. Ананьев, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Внедрение инновационных банковских технологий.
Взгляд на борьбу с отмыванием денег и соблюдение санкций в отношении электронных платежей Джулия Молд Волонтер FSVC Королевский банк Канады Региональный.
1.3. СУБЪЕКТЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА.
Российский Микрофинансовый Центр Микрофинансирование в России. Особенности рынка Москва, Президент - Отель 30 ноября 2006 года.
Тенденции в Развитии АБС Что Дальше и с Кем? Алексей Широких Вице-Президент Руководитель Блока ИТ 10 Ноября 2011.
1 IX Национальная конференция "Микрофинансирование в России на пороге перемен" Экспертная дискуссия: Микрофинансирование в России. Есть ли перспективы.
1 Мобильные платежи или есть ли будущее у банков? А.Ф. Пушко, Банковский институт НИУ ВШЭ Москва, 25 октября 2011 г. МБК «Аналитика без.
Рабочая группа по НСПК Создание Национальной Системы Платежных Карт.
Пути сохранения доступности финансовых услуг для малого бизнеса в условиях мировой финансовой нестабильности.
Мобильный кошелек – реальность или вымысел? Николай Ионкин Начальник отдела маркетинга RBK Money 1.
Транксрипт:

11 Building Financial Systems for the Poor Международный опыт применения дистанционного банкинга : Первые итоги Ольга Томилова, CGAP, Всемирный Банк Москва, 19 ноября 2008 г. Российский Микрофинансовый Центр : VII ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

22 Содержание Примеры вариантов дистанционного банкинга ( ДБ ) Ключевые преимущества ДБ 7 основных итогов международного опыта развития дистанционного банкинга Ключевые вопросы, связанные с ДБ Факторы, вызывающие беспокойство регулирующих органов

33 Что такое дистанционный банкинг ? Мобильные телефоны Точки продаж, оборудованные POS- терминалами Инновационное использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления финансовых услуг посредством каналов, альтернативных традиционным банковским филиалам и банкоматам

44 Потенциал расширения доступа Необходи- мый организа- ционный потенциал Предоставление услуг через мобильные телефоны и агентов мобильной связи Объединение инф. систем Использование банкоматов Компьютеризиров анная инф. система (MIS) Сбор данных при помощи КПК Выпуск платежных карт Сеть POS- терминалов и агентов для предоставления финансовых услуг Модель статистического скоринга для кредитования Примеры вариантов дистанционного банкинга

55 Предоставление услуг через мобильные телефоны и агентов мобильной связи Объединение инф. систем Использование банкоматов Компьютеризир ованная инф. система (MIS) Сбор данных при помощи PDA Выпуск платежных карт Сеть POS- терминалов и агентов для предоставления финансовых услуг Модель статистического скоринга для кредитования Технологии с высоким потенциалом Необходи- мый организа- ционный потенциал Потенциал расширения доступа

66 В чем преимущества мобильного банкинга ? Для клиентов дистанционный банкинг – это : Удобно Эффективно Безопасно Недорого

77 Ценность экспериментов с ДБ Развитие финансового сектора способствует экономическому росту и борьбе с бедностью Наблюдается четкая корреляция между развитием финансового сектора и экономическим ростом (Schumpeter, 1942, Levine et al, 2000, Beck et al 2006) Доступ к финансовым услугам ведет к снижению уязвимости малообеспеченного населения, повышению качества питания, здравоохранения и образования (CGAP FN 24, 2004) 30% различий в уровне благосостояния малообеспеченного населения в пределах одной страны обусловлены различиями уровня развития финансового сектора (Beck et al, 2007)

88 1. ДБ может существенно снизить затраты на предоставление финансовых услуг. Как минимум, затраты снижаются на 50% по сравнению с традиционными каналами обслуживания ДБ помогает решить 2 крупнейшие проблемы, связанные с доступностью финансовых услуг : Физическое присутствие Затраты на обработку мелких транзакций Возможность существенно увеличить охват населения финансовыми услугами

99 2. Каналы ДБ используются, в основном, для осуществления платежей. Это происходит даже тогда, когда предлагается более широкий спектр финансовых услуг – такие, как сберегательные счета и т. п. Частично это объясняется тем, что провайдеры зачастую активнее рекламируют услуги платежей и переводов Другая причина – восприятие малообеспеченным населением относительной ценности финансовых услуг в их экономической жизни Накопление средств, особенно в электронной форме, кажется менее привлекательным

10 3. Пока лишь немногие малообеспеченные и неохваченные финансовыми услугами люди начали использовать каналы ДБ для получения финансовых услуг Менее 10% всех клиентов ДБ одновременно : Имеют низкий уровень дохода, Являются новыми клиентами, Используют каналы ДБ для получения финансовых услуг (помимо оплаты счетов и снятия наличных средств зарплат, пенсий и т.п.) Стратегия провайдеров услуг – снижение риска путем обслуживания известных рынков Малообеспеченные люди, как правило, не склонны пользоваться новинками сразу после их появления на рынке Наличие законодательных ограничений

11 4. Поставщики финансовых услуг рассматривают сети розничных агентов как ключевой компонент своей бизнес - стратегии. Большинство поставщиков финансовых услуг считают, что партнерство с широкими розничными сетями является ключевым конкурентным преимуществом, в т. ч. с такими сетями, как : Операторы сотовой связи, Почта, Потребительские розничные сети (супермаркеты и т.п.)

12 5. Лидерами большинства проектов мобильного банкинга являются операторы сотовой связи ( а не фин. учреждения ). Как правило, национальная инфраструктура – широкий маркетинг – концепция массовости охвата Больше опыта администрирования агентских сетей Опыт обработки больших объемов мелких транзакций, обычно на базе предоплаты, и соответствующее программное обеспечение Привлекательны для клиентов благодаря простоте и безопасности использования

13 6. Поставщики услуг мобильного банкинга предпочитают простоту внедрения и пользования широте функциональных возможностей, что ограничивает выбор для клиентов. Простота необходима, если стоит цель привлечения малообеспеченного и неохваченного финансовыми услугами населения Это прагматичный и низкорискованный подход ; однако он ограничивает выбор для клиентов и снижает потенциал использования и охвата

14 7. Микрофинансовые организации в сфере ДБ в основном не представлены. Несмотря на хорошее знание местного рынка, соответствующие рынку продукты и умение обслуживать мелкие займы, большинству МФО не достает стабильных систем и специализированных технических умений, необходимых для осуществления моделей ДБ или присоединения к существующим платформам.

15 Ключевые вопросы, связанные с ДБ 1. Сможет ли ДБ, и, в частности, мобильный банкинг, заменить персональный контакт с клиентом ? 2. Смогут ли провайдеры найти баланс между надежностью и удобством для клиентов ? 3. Будет ли государство разрабатывать практические, основанные на рисках, подходы к идентификации клиента ? (KYC)

16 Факторы, вызывающие беспокойство регулятора Розничные агенты могут стать источником рисков, не типичных для традиционных банковских услуг, например : Операционный риск Юридический риск Риск ликвидности Риск репутации Защита потребителей Идентификация клиентов Дополнительные риски, присущие моделям без участия банка

17 Реакция регулирующих органов Примеры ответных мер, принимаемых регуляторами : Банки обязаны нести полную ответственность за действия агентов Проверка регулятором процесса отбора розничных агентов Проверка операций и учетных документов агентов Ограничения по видам организационно - правовых форм, которые могут выступать в качестве розничных агентов Ограничения по остаткам средств и суммам транзакций

18 Публикации CGAP ( Публикации CGAP ( Ivatury and Mas The Early Experience with Branchless Banking. Lyman, Porteous, and Pickens Regulating Transformational Branchless Banking: Mobile Phones and Other Technology to Increase Access to Finance. Mas Being Able to Make (Small) Deposits and Payments, Anywhere. Mas and Siedek. Forthcoming. Banking Through Networks of Agents. Lyman, Ivatury and Staschen Use of Agents in Branchless Banking for the Poor: Rewards, Risks, and Regulation. Ivatury and Pickens Mobile Phone Banking and Low-Income Customers. Ivatury Using Technology to Build Inclusive Financial Systems.

19