Доступность финансовых услуг и роль банковских платежных агентов на пространстве СНГ: пример России Антон ПУХОВ Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов
Цели и задачи исследования 2 Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - Разработаны критерии доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через агентов в Российской Федерации; - Произведены замеры уровня доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации; - Определен уровень доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации в зависимости от региона; - Определен уровень доступности разных видов финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации в зависимости от вида предоставляемых услуг; - Определена средняя стоимость финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации; - Определен средний размер платежа за предоставляемые финансовые услуги через банковских и платежных агентов в Российской Федерации. Цель исследования - получение сводной информации о доступности финансовых услуг, представляемых банковскими и платежными агентами.
География исследования 3 Настоящим исследованием было охвачено агентов во всех федеральных округах России. Количество пунктов обслуживания клиентов составило единиц.
Вектор развития 4 Развитие инфраструктуры банковских платежных агентов – это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов и развития банковской конкуренции в глубинке. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться, только банками или при их участии, что не создает угрозы размыванию банковского функционала. Это – комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах, что особенно актуально в малых городах и селах.
Организационно правовая форма агентов 5 Подавляющее большинство банковских и платежных агентов являются предприятиями малого и микро бизнеса, простыми и малозатратными в создании и обслуживании
Виды услуг 6 Основным видом предоставления финансовых услуг банковскими и платежными агентами, как по количеству, так по денежному обороту и доходности, продолжает оставаться прием платежей за услуги связи в пользу мобильных операторов, т.е. самые маленькие по сумме платежи. В то же время, большой потенциал роста имеют сегменты оплаты услуг ЖКХ, ввиду их массовости, а также погашения кредитов и распространения пластиковых карт через агентов.
Виды услуг 7
Виды услуг 8 Средняя сумма платежа, проводимого банковскими и платежными агентами (за исключением погашения кредитов) пока остается низкой по целому ряду причин, как то: недостаточный уровень финансовой грамотности населения, недостаток доверия к новым способам оплаты, опасение высоких комиссий со стороны агентов, недостаточность информации со стороны поставщиков о способах оплаты и неприспособленность систем ряда поставщиков для учета переплаты, а также предпочтение клиентами традиционных способов оплаты. Вид финансовой услуги Средняя сумма операции (рубли) Оплата услуг связи94,11 Оплата интернета и коммерческого телевидения379,66 Погашение кредитов и пополнение банковского счета2571,38 Оплата услуг ЖКХ167,01 Пополнение «электронных кошельков»856,67 Прочие платежи752,02 Бюджетные платежи (налоги, сборы, госпошлины)783,46
Распределение агентов 9 Распределение банковских и платежных агентов по федеральным округам более равномерно, а не настолько сконцентрировано в Центральном федеральном округе, как, например, среди кредитных организаций, а значит – они формируют более равномерную доступность финансовых услуг. Распределение количества банковских и платежных агентов фактически совпадает с распределением численности населения по федеральным округам.
Распределение агентов 10
Препятствия и решения 11 Для обеспечения развития банковских платежных агентов с целью повышения доступности финансовых услуг для потребителей, необходимо расширение функционала предоставляемых им финансовых услуг до спектра, сравнимого с дополнительным офисом или филиалом банка. Наиболее важной, но в настоящий момент не оказываемой услугой является открытие счетов и вкладов физических лиц. Предоставление таких услуг требует делегирования процедуры идентификации клиентов при открытии банковского счета, возможно, с введением лимитов на подобные операции.
Данное исследование было проведено в рамках проекта «Развитие инновационного регулирования и надзора за банковскими агентами в целях повышения доступности финансовых услуг», осуществляемого Минэкономразвития РФ совместно с Альянсом за Финансовую Доступность (Alliance for Financial Inclusion, AFI) в целях реализации положений Сеульского Консенсуса Для Целей Развития (Seoul Development Consensus), одобренного странами Группы Двадцати (G20) на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, и предусматривающего развитие инновационных финансовых инструментов. Партнером в реализации проекта выступает Российский Микрофинансовый Центр ( AFI является сетью, объединяющей финансовых регуляторов более чем из 60 стран мира, и членом Глобального Партнерства за Финансовую Доступность (Global Partnership for Financial Inclusion, GPFI) - структуры, созданной по инициативе Группы Двадцати для поддержки реформ в области финансовой доступности, проводимых странами – членами G20. Более подробно о целях и задачах AFI, а также принципах Сеульского Консенсуса для Целей Развития можно узнать по ссылкам и
Наши издания: и многое другое на наших сайтах и Спасибо за внимание! Антон ПУХОВ