Роль микрофинансирования в финансовой поддержке малого предпринимательства
Определение МФ Механизм финансирования субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к стандартным банковским кредитам в силу недостаточности обеспечения, отсутствия кредитной истории или других ограничений.
Спрос и предложение на рынке микрофинансовых услуг в РФ. Потенциальный рынок микрофинансирования в РФ - от 2 до 3 млн. субъектов (всего 6 млн. малых предприятий и предпринимателей) Оценочный размер рынка около 4 млрд. долларов США Количество клиентов, охваченных существующими МФО не превышает 150,000 предприятий (около 5% от потенциального размера рынка)
Почему это выгодно предпринимателям Упрощенные требования к документации и процедурам; Высокая скорость выдачи займов от 1 дня; Нетрадиционные формы обеспечения групповая гарантия, поручительство третьих лиц, сниженные требования к залогу; Доступность удобный стиль и режим работы для микропредприятий.
Основные задачи МФ Экономические: источник пополнения оборотного капитала для микропредприятий; механизм формирования кредитной истории для последующего получения кредитов в банках; Формирование (пополнение) основных средств. Социальные: инструмент борьбы с бедностью и безработицей; способ декриминализации бизнеса; Помощь социально незащищенным слоям населения - мигранты, бывшие военнослужащие, матери-одиночки, пенсионеры, молодежь.
Типы МФО в России Кредитные кооперативы : с амые многочисленные МФО, действуют в форме кредитных потребительских кооперативов, сельских кредитных кооперативов и т.д. В среднем на один кооператив приходится пайщиков Специализированные банки: наименьшее количество организаций, наибольшее среднее количество клиентов на одну организацию Фонды поддержки предпринимательства: государственные, муниципальные и частные
Возможные формы взаимодействия банков и небанковских МФО 1. Расчетно – кассовое обслуживание МФО и их клиентов; 2. Рост числа клиентов банков; 3. Обслуживание по пластиковым картам клиентов МФО; 4. Розничная продажа кредитов через МФО (диверсификация рисков и подготовка клиентов для банковского кредитования); 5. Формирование своей будущей клиентской базы по кредитованию; 6. Выполнение МФО функций агента банков по обслуживанию клиентов.
Направления деятельности РМЦ Обучение - на корпоративной и открытой основах; Стандарты –рабочая группа по стандартам; Консалтинг –программы консультирования: индивидуальный подход к потребностям МФО; Программа «Развитие благоприятных правовых условий»; Обмен опытом – содействие постоянному диалогу различных МФО, проведение конференций Финансовая помощь - программа технической помощи и поддержки инноваций
Телефон: 8(095) Факс: 8(095) Эл. почта: Интернет сайт: Телефон: 8(095) Факс: 8(095) Эл. почта: Интернет сайт: