Теория поэтапного формирования умственных действий
1.Теория поэтапного формирования умственных действийТеория поэтапного формирования умственных действий 2.Ориентировочная основа действий – это…Ориентировочная основа действий – это… 3.Критерии ООДКритерии ООД 4.Типы ООДТипы ООД 5.Этапы усвоения и формирования действийЭтапы усвоения и формирования действий 6.Типы ученияТипы учения 7.Практическое значение теорииПрактическое значение теории
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) Действие Ориентировочная основа действий Исполнительская часть действия Цель преобразования Средства преобразования
Ориентировочная основа действий – процесс и результат первоначального ознакомления учащихся с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного и правильного выполнения
ООД может определяться по трем критериям Степень полнотыМера обобщенности Способу получения обучаемым полнаянеполнаяобобщеннаяконкретная самостоятельнов готовом виде
Полная ООД предполагает наличие у учащихся точных и достаточных сведений о всех компонентах формируемого действия Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применимо данное действие на практике
Типы ООД Первый тип присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Им учащийся пользуется тогда, когда задача обучения определенному действию специально не ставится. Второй тип предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начнет выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик не в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии. Третий тип ООД характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.
Процесс усвоения и формирования действий проходит шесть этапов Мотивация (привлечение внимания обучаемого, побуждение его интереса и желания получить соответствующие знания); Уяснение ООД; Выполнение действия в материальной (материализованной) форме; Выполнение действия в плане громкой речи; Выполнение действия в плане речи про себя; Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме.
Типы учения Первый тип: учение действия происходит с ошибками, с недостаточным пониманием материала, с неспособностью выделить существенные признаки. Второй тип: усвоение знаний характеризуется более уверенным и полным пониманием содержания материала с четким различением существенных и несущественных признаков. Третий тип: обеспечивается быстрое, эффективное и безошибочное усвоение действия, предполагающее формирование всех его основных качеств.
Ориентировочная основа заданного умственного действия разъясняется учащемуся в самом начале его формирования. Затем с опорой на нее выполняется само действие, причем сначала во внешнем плане с реальными предметами. После достижения определенного уровня мастерства во внешнем исполнении действия учащийся выполняет его в плане громкой речи, затем – в плане речи про себя и, наконец, в плане внутренней речи.
Практическое значение теории П.Я.Гальперина состоит в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала, так как он усваивается непроизвольно