. Модель педагогической организации отработки навыков систематизации собственных затруднений ученика на этапе контроля знаний в процессе самоопределения
Педагогическая цель: Организация мотивации ученика к постановке цели в процессе самоанализа деятельности на этапе контроля за знаниями. Организация мотивации ученика к постановке цели в процессе самоанализа деятельности на этапе контроля за знаниями.
Организация тестирования. Организация тестирования. Деятельность учителя Деятельность ученика Отбирает содержание материала для тестовой работы по теме. Отбирает содержание материала для тестовой работы по теме. Организует тестирование как форму текущего контроля за знаниями учащихся. Организует тестирование как форму текущего контроля за знаниями учащихся. Работает с текстом.
Проверка теста с целью фиксации ошибок. Проверка теста с целью фиксации ошибок.
Деятельность учителя Деятельность ученика Организует самопроверку по выполнению тестовой работы. Организует самопроверку по выполнению тестовой работы. Примечание: это действие является принципиально важным для педагога, так как здесь ученик впервые включается в специальную деятельность по отработке умений классифицировать и сравнивать. Погружает ученика в аналитическую деятельность по поводу квалификации сложности тестовых заданий Погружает ученика в аналитическую деятельность по поводу квалификации сложности тестовых заданий Проверяет самостоятельно. Отвечает на вопрос учителя: «Как вы оцениваете уровень сложности данных в работе заданий?»
Организация работы над ошибками в привычной для ученика форме. Организация работы над ошибками в привычной для ученика форме.
Деятельность учителя Деятельность ученика Раздаёт тесты для домашней работы над ошибками. Раздаёт тесты для домашней работы над ошибками. Организует специальную работу ученика по предварительной рефлексии самоанализа работы над ошибками, задаёт вопросы: Организует специальную работу ученика по предварительной рефлексии самоанализа работы над ошибками, задаёт вопросы: «Как вы думаете, для чего необходимо делать работу над ошибками?» «Как вы думаете, для чего необходимо делать работу над ошибками?» «Что мы будем делать сейчас?» «Что мы будем делать сейчас?» Дома проводит самоанализ затруднений в решении учебной задачи. Отвечает на вопросы.
Фиксирует ответы учащихся на доске. Фиксирует ответы учащихся на доске.Примечание: возникает ситуация мотивации ученика к самоанализу.
Организация диагностики повторного написания текста. Организация диагностики повторного написания текста.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Организует тестовую работу повторно. Примечание: это действие является принципиально важным, так как повторный тест будет служить материалом для диагностики изменения уровня знаний ученика; диагностики изменения уровня знаний ученика; анализа затруднений, связанных с его индивидуальными характеристиками. анализа затруднений, связанных с его индивидуальными характеристиками. Работает с тестом.
Организация самоанализа учащимися эффективности работы над ошибками. Организация самоанализа учащимися эффективности работы над ошибками.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Организует самостоятельную деятельность ученика, связанную с самооценкой уровня его способностей, проявившихся в данном случае: выдаёт предыдущий вариант выполненной работы как образец для сравнения и выявления ошибок; выдаёт предыдущий вариант выполненной работы как образец для сравнения и выявления ошибок; даёт возможность ученику сделать выводы по следующим критериям: даёт возможность ученику сделать выводы по следующим критериям: а) динамика успешности (лучше или хуже); б) количество повторяющихся ошибок; в) количество новых ошибок. Сопоставляет 1 и 2 варианты написания теста. Классифицирует ошибки с помощью разработанных критериев, устанавливает причины ошибок.
Организация систематизации допущенных учащимися ошибок. Организация систематизации допущенных учащимися ошибок.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организует экспресс-опрос учащихся по результатам самоанализа, используя заранее приготовленную матрицу классификации причин по критериям, которые даны ученику для самоанализа на предыдущем этапе. Анализирует свою деятельность, используя матрицу.
Решает задачу формирования групп учащихся не по признаку обученности, а по признаку обучаемости (обучаемость - это уровень рефлексивных способностей ученика). Примечание: должен объяснить, что учеником является тот, у кого есть затруднения, здесь нет хороших и плохих учеников
Проверка повторной работы. Деятельность учителя Деятельность ученика Поверяет работу и выставляет отметки в журнал
Введение новой темы, постановка учебных задач и этапов их реализации. Введение новой темы, постановка учебных задач и этапов их реализации.
Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание: критериально закрепляя мотивацию к самоанализу в способах деятельности по решению учебных задач, педагогу имеет смысл «перекинуть мостик» к планированию эффективной деятельности ученика на уроке при изучении следующей темы.
Примечание: данную модель урока можно использовать при проведении различных видов самостоятельных работ по любому предмету. Примечание: данную модель урока можно использовать при проведении различных видов самостоятельных работ по любому предмету.
Екимова Е.Я. – учитель математики Екимова Е.Я. – учитель математики МОУООШ д. Селеево. МОУООШ д. Селеево год