Лекция 4. Исторический факт в историческом исследовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6. Исторический факт в историческом исследовании.
Advertisements

Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДЫ Антипина Анна СЖД
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Лекция 6. Уровни исторического исследования. План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Научное мышление. Основные особенности Подготовил студент 2 курса ДБХ-201 Полянских Антон.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Транксрипт:

Лекция 4. Исторический факт в историческом исследовании

План Понятие исторического факта Исторический факт как методологическая проблема Типология исторических фактов Факт в структуре исторического познания

Литература к теме Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., Методологические проблемы истории. Минск Ракитов А.И. Историческое познание. М., Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2006.

Понятие исторического факта Факт исторический – (лат. – то, что сделано) – составляет содержательную основу исторической науки.

Определение понятия исторический факт (по А.И.Уварову ) Это такое достоверное знание о событиях и процессах социальной реальности, где чувственное и рациональное знание синтезированы, а общее обязательно облечено в единичную или особенную формы, знание строго фиксированное по отношению к определенным историческим явлениям и относительно завершено в самом себе

Признаки научного факта Это форма знания Отнесены к социальному прошлому Рациональны Достоверны Замкнуты

Признаки научного факта Исторические факты всегда существуют в форме описаний. НО НЕ ВСЯКОЕ ОПИСАНИЕ ЕСТЬ ФАКТ! Например, сообщение Геродота об Амазонках не соответствовало действительности: ПРОБЛЕМА достоверности исторического факта

Типы исторических фактов с точки зрения их происхождения: Типы исторических фактов Факт исторической действительности Факт исторического источника Научный исторический факт

Факт исторической действительности Факты исторической действительности – однозначные и неизменные по своей пространственно-временной и сущностной завершенности при всей их содержательной неисчерпаемости (то, что было на самом деле). Они объективны по отношению к творцам исторических источников и по отношению к историку.

Факт исторического источника Факты исторического источника – отражение фактов исторической действительности творцом источника. Это отражение субъективно.

Научный исторический факт Научно-исторический факт – это отражение историком факта исторической действительности на основе фактов исторического источника. Научным фактом следует считать не свидетельство, почерпнутое из источника и переписанное, перенесенное в исторический труд, а только факт, поставленный в надлежащую связь. Это концептуализированный факт, т.е. высвеченный изнутри исторической теорий. Научный факт является знанием о каком- либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины. таковым может быть предложение, фиксирующее эмпирическое знание, полученное в ходе наблюдения и экспериментов. Факт становится научным тогда, когда он является элементом логической структуры, конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Эпистемологическая типология исторических фактов Эпистемология – теория познания Эпистемологическая типология выявляет тип отраженных явлений, событий, ситуаций

Эпистемологическая типология 1. Экзистенциальные факты («экзистенция» – существование): отвечают на вопрос, существовало ли то или иное событие. Логическая формула «Событие Х существовало» Пример: «Петр I был в российской истории». «В эпоху Петра I происходила модернизация общества»

Эпистемологическая типология 2. Квалификационные факты – отвечают на вопрос: какими свойствами обладало то или иное явление? 2а. Феноменологические факты – фиксируют чувственно воспринимаемую сторону явлений : «Петр был высокого роста» 2б. Эссенциальные факты: фиксируют сущностные свойства явлений – «Петр был абсолютным монархом»

Эпистемологическая типология 3. Количественные (квантитативные) факты – характеризую количественную сторону изучаемых явлений Например: в битве погибло 800 воинов

Эпистемологическая типология Факты 1, 2.3. существуют во всех науках Специфически исторические факты: 4. Темпоральные – характеризуют временную протяженность явлений, соотносят их со шкалой времени (например, 22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра фашистские войска нарушили границу СССР)

Эпистемологическая типология Локографические – факты происходят в определенной географической среде Например, в местечке Бородино встретились две армии – русская и французская

Эпистемологическая типология 5. Актомотивационные факты – представляют главный интерес для историка – направлены на описание мотивации деятельности людей («мотив» – побудительная причина) (см. в качестве примера Этноархеологию)

Методологическая типология Показывает способы установления исторических фактов

Методологическая типология На основе типизации На основе сравнения На основе применения статистики

Факт в структуре исследования Факт как научно-познавательный образ Эпоха Просвещения: профессиональное историческое познание –это художественный жанр, а повествовательный дар – неотъемлемая черта историка

Факт в структуре исследования К. Ясперс: несовместимость истории и эстетики

Факт в структуре исследования Российский философ А.В.Гулыга. Эстетика истории. М., 1974: историк близок к писателю не тогда, когда недостаток материала заставляет его пускать в ход свое воображение. Как раз в этих случаях вдумчивый историк крайне осторожен в своих утверждениях и предположениях. Он конкурирует с писателем лишь там, где обилие достоверного материала дает возможность нарисовать яркую картину действительности»

Спасибо за внимание!