Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии
Цель освоения дисциплины ознакомление студентов исторического факультета с логикой познавательной деятельности историка. начинающие исследователи интуитивно, методом проб и ошибок находят свой путь в решении научных проблем. Поэтому целью настоящего курса является содействие формированию методологической культуры историка, его интеллектуальной культуры в целом через освоение математической методологии исторического исследования.
Задачи освоения дисциплины: – формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее места в системе социально-гуманитарного знания, взаимосвязи с математическими науками в контексте идеи междисциплинарности; – ознакомление студентов с общими проблемами методологии исторического исследования;
Задачи освоения дисциплины – освоение познавательных возможностей математических методов в историческом исследовании; – овладение методиками математических методов в исторических исследованиях. – формирование представлений о первичных навыках академической работы и научной деятельности; – ознакомление бакалавров с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;
Задачи освоения дисциплины – овладение навыками практического использования информационно- коммуникационных технологий для решения профессиональных задач; – формирование навыков конспектирования лекций и научной литературы; – формирование навыков работы с сайтом Удмуртского университета и образовательными сайтами в системе Интернет;
Задачи освоения дисциплины – формирование навыков библиографического описания; правилами цитирования; – ознакомление студентов с принципами создания визуальных презентаций; – формирование навыков технологии работы с научной литературой; – формирование навыков оформления научной работы.
Принципы построения курса «Математические методы в исторических исследованиях» Курс «Математические методы в исторических исследованиях» является составной частью целостной методологической подготовки студента-историка. Это вытекает из системного понимания предмета методологии исторической науки, включающего в себя: 1) учение о способах понимания истории, связанного с социальной методологией, философией истории, изучением исторических теорий; 2) учение о способах получения исторического знания – методологии исторического познания, тесно связанного с историографией исторической науки; 3) учения о способах исторического исследования - методологии исторического исследования; 4) учения о системе исторических методов – обоснования, обобщения, описания, объяснения природы общеисторических и частно - научных методов.
Принципы построения курса: Курс входит в базовую часть математического и информационно-технологического цикла ООП Курс адресован студентам 2 курса направления подготовки «История», обучающихся по бакалаврской программе Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Информатика»,
Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (повышенный уровень); ОК2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (повышенный уровень); ОК14 – осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами средствами получения, хранения, переработки информации; (пороговый уровень) ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень); ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень) ПК6 – способность понимать. Критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (пороговый уровень)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; (пороговый уровень) ОК3 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе(пороговый уровень) ОК12 – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (пороговый уровень); ОК13 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания(пороговый уровень);
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК14 – осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами средствами получения, хранения, переработки информации; (пороговый уровень) ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень); ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень) ПК9 – способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (пороговый уровень); ПК10 – способность к составлению обзоров, аннотацией, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований(пороговый уровень); ПК13 – способность к работе с базами данных и информационными системами (пороговый уровень);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: понятийный аппарат конкретной методологии исторического исследования; познавательные возможности конкретных математических методов для решения конкретных исследовательских задач; разделы математической статистики и методов математического моделирования в объеме, необходимом для практического использования в исторических исследованиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь -Выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно- педагогических, исследовательских, информационно-аналитических задач профессиональной деятельности; Формулировать цели и задачи исследования в области исторической проблематики; Использовать междисциплинарный инструментарий и математические методы в целях анализа профильной проблематики; Критически осмысливать статистические информационные материалы Анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях, Реферировать и аннотировать литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях; Ориентироваться в современных методах исторического исследования; Обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной квалификационной работе; Применять адекватные методы статистического анализа данных изучаемых исторических источников Использовать математические, статистические методы, компьютерные модели на этапе сбора, систематизации и анализа исторических данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен Владеть: Навыками практического использования математического аппарата для решения исследовательских задач в области исторического знания способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации, статистической таблицы, графика. -навыками использования необходимых для историка сетевых ресурсов
Организация курса Курс ……………………………………………… Семестр ………………………………...…… Всего аудиторных часов ……....…… Лекции ……………………..………… семинарские занятия … Самостоятельная работа Рубежный контроль: всего 60 баллов, в том числе: 1 рубеж: контрольная работа «Структура курсовой работы» -10 баллов + баллы за работу на практических занятиях (10)+ аннотация (10 баллов), Эссе на тему «Математизация истории: за и против» -10 баллов + баллы за работу на практических занятиях (5)+таблицы и графики (10 баллов) + решение и составление задач (5 баллов) библиография (5 баллов) Итоговый контроль : Экзамен -40 баллов баллов
Самостоятельная работа студента контрольная работа «Структура исторического исследования» по теме курсовой работы; аннотация статьи, основанной на применении математических методов в исторических исследованиях; создание библиографии по теме «Математические методы в исторических исследованиях», построения сводки политических данных в виде статистической таблицы, схемы, карты, диаграммы, Написание эссе «Математизация истории: за и против» создание исторических задач с применением математических методов ( аудиторная самостоятельная работа)
Структура курса Основные разделы курса Характеристика методов исторического исследования Познавательные возможности специально-научных методов Характеристика количественных и математических методов исторического исследования
Основная литература Учебные пособия Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов : Учеб. пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Д.С., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, Количественные методы в исторических исследованиях. М., Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М
Основная литература Учебные пособия Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, Математический энциклопедический словарь. М., Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006 Нежнова Н.В., Смирнов Ю.П. Применение математических методов в исторических исследованиях. Чебоксары., Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Курс лекций. Казань, Библиотека Казанского университета Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., Формализованно- статистические методы в археологии. Киев, Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности
Основная литература Учебные пособия Словарь историка. РОССПЭН. М., Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М.,
Дополнительная литература Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. М., Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Тош Д.Стремление к истине или как овладеть мастерством историка. М., 2002.
Электронные библиотечные системы Удмуртская электронная библиотечная система:
Интернет-ресурсы по курсу «Математические методы в исторических исследованиях» Лаборатория исторической и политической информатики Пермского государственного научно-исследовательского университета, histnet.psu.ru.histnet.psu.ru Бюллетень ассоциации «Историк и компьютер» sng.ru/text/bullet/36/bull36.pdfhttp://aik- sng.ru/text/bullet/36/bull36.pdf Библиотека электронных ресурсов исторического факультета Московского государственного университета http: //
Периодические издания: Бюллетень ассоциации «Историк и компьютер» Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» Российская история Вопросы истории Ежегодник финно-угорских исследований Новая и новейшая история Полис Российская археология Этнографическое обозрение Социс
Учебно-методические пособия Математические методы в исторических исследования. Учебно-методический комплекс. – Ижевск, Электронный вариант в локальной сети УдГУ (см. электронный каталог НБ УдГУ) Методологический словарь студента-историка. Сост. О.М. Мельникова. Ижевск, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов-на- Дону Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М., 2007.
Тема 1. История как наука, История как реальность (2 часа ) История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания. История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.
Литература к теме 1. Барг М.А. Историк-индивид-общество // Новая и новейшая история Бернал Дж. Наука в истории общества. М., Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Методологические проблемы истории. Минск Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.
Литература к теме 1. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Розов Н.С. Философия и теория истории. М.,2003. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX- XXI вв. М, Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., 2003, 2013 Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.
У океана времен Сидит крошка –человек И капли из вечностей черпает Своею маленькою рукой. Сидит крошка-человек И ловит шепот молвы. Он заносит все в свою книжечку И ставит на ней надпись : «История мира» Ганс Гельд
Я на жизнь взираю из-за столика Век XX, век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современников печальней Н.Глазков
Значение термина «история» Как последовательность событий Как описание этой последовательности Любое занимательное повествование Необыкновенное происшествие Развитие какой-либо последовательности явлений в природе
Типы исторического знания 1. Институциональная (официальная история ) Главенствует в обществе Выражает и узаконивает политику Как комплекс исторических представлений эволюционирует Постоянно меняет систему ссылок Система источников строго иерархична: главные источники принадлежат идеологам режима, законы, избегает личных источников Приспосабливается к текущей политике
1. Институциональная (официальная история) Историческая политика -набор практик, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие. Термин появился в Германии в гг., в начале XXI века был заимствован и стал широко использоваться в Польше, где идеи проведения специфической исторической политики приобрели значительную поддержку. К концу первого десятилетия XXI в. этот термин стал активно применяться исследователями для описания процессов и практик в политике посткоммунистических государств Восточной Европы. Критики методов исторической политики считают, что само это понятие существенно отличается от понятий «политизации истории» и «политики памяти», и что речь идет преимущественно о политическом феномене, который должен изучаться, прежде всего, как часть политики.
Типы исторического знания. 2. Контристория Скрытая история побежденных Конъюнктурность
Типы исторического знания. 3. Социальная память Индивидуальная или коллективная Не располагает строгими источниками Не подвластна критике Традиционализм Ностальгия (идеализация прошлого) Вера в прогресс (идеализация будущего)
Специфика социального познания в естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; в истории: и субъект, и объект принадлежат одному целому – истории Качественная незавершенность процесса развития истории Объект истории не существует в реальности в том смысле, в каком реальность рассматривается в естествознании («Прошлое не восстановимо ни в одной из своих фаз» Т.Хейрдал)
Познание как деятельность Субъект деятельности Объект деятельности Мотив деятельности Цель деятельности Средства деятельности Действия исследователя Результат
Понятие науки Как социальный институт Как систематизированное знание Как деятельность, Как профессия Как учреждение, в рамках которого ведутся исследования
Квазинаука Квазинаука – социальное коллективное явление, существующее в организованном научном сообществе Охватывает профессиональное ядро данной науки Базируется на некоем научном учении, отрицающем мировую науку
Лженаука Индивидуальное явление как ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью Чаще всего –удел аутсайдеров Находится в состоянии взаимного отрицания с мировой наукой
Нормальная наука Состояние науки, опирающейся на одно или несколько достижений, которые в течении некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа практической деятельности Эти достижения именуются парадигмой (Т.Кун)
Черты науки Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. У каждой науки свой объект и предмет
Черты науки Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой
Черты науки (продолжение) Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Преемственность – профессиональаня социализация
Черты науки (продолжение) Систематичность Достоверность Собственный язык Наличие особых средств и способов познания
Особые средства и способы познания науки Гипотезы Концепции Теории Законы Понятия Категории Методы
Социальные функции истории как науки Познавательная Объяснительная Воспитательная Прогностическая
Спасибо за внимание