1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения; Социальная задача системы контроля и оценивания – развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Функции контроля и оценки
Социальная функция - проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего возраста. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).
Со стороны ученика - Устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; - Что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; - Какие стороны учебной деятельности сформированы, в какие необходимо сформировать. Со стороны учителя Осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала; Устанавливается динамика успеваемости, сформированность качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); Появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным
Воспитательная функция – выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция - проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Один из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе, т.к. ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция – является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления – важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно- воспитательного процесса.
2. Виды контроля результатов обучения Текущий контроль наиболее оперативная, динамическая и гибкая проверка результатов обучения. - важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика:1) дополнительное время для подготовки и возможность пересдать; 2) ориентир не на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме; 3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. - При выставлении переводных отметок отдаётся предпочтение более высоким.
3. Методы и формы организации контроля ОПРОС Устный Требует устного изложения изученного материала. Строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Письменный Заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятель ная работа Контрольная работа Тестовые задания Графические работы мин. По небольшой теме курса. Цель: проверка усвоения способов решения учебных задач: осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Проводится фронтально, группами, индивидуально. По крупной и полностью изученной теме программы. Цель: проверка знаний и умений. Проводится в течении всего года при фронтальном и итоговом контроле. Оценивается отметкой. Цель: точная количественная характеристика не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также выявление уровня общего развития: -умения применять знания в нестандартной ситуации; - находить способ построения учебной задачи; - - сравнивать правильный и неправильный ответ и т.д. Цель: проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространствен- ной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Н-р: «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения».
4. Оценка результатов учебно- познавательной деятельности младших школьников Оценка – определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Параметры: Качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной). Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.) Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Требования к оцениванию Учитывание психологической особенности ребёнка; Проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся; Объективность оценки;