Тема: «Взаимодействие генов» Задачи: дать характеристику основным типам взаимодействия аллельных и неаллельных генов; научиться решать задачи на взаимодействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие генов. Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Advertisements

Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
МОУ «СОШ С. Ш ИРОКОЕ » У РОК ПО ТЕМЕ «В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ » Учитель химии и биологии Плуженко Елена Васильевна.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014.
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Генотип – совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Термин был предложен датским биологом В.Иогансеном в 1909 г. Генотип.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Биология .Взаимодействие неаллельных генов
I закон Менделя Закон доминирования: «При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака,
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Взаимодействие генов. Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Полное доминирование Неполное доминирование Кодоминирование Комплиментарность Полимерия Плейотропия Эпистаз Взаимодействие генов Аллельные геныНеаллельные.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ Ученые Термины Генетические символы Первый закон Менделя Второй закон Менделя Третий закон Менделя Неполное доминирование.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. 01 Взаимодействие генов разных аллелей называют неаллельным. Различают следующие его виды: комплементарность, эпистаз,
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Пименов А.В. Задачи: o Вывести 3 закон Менделя. o Научиться решать задачи на 3 закон Менделя. Задачи: o Вывести.
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Транксрипт:

Тема: «Взаимодействие генов» Задачи: дать характеристику основным типам взаимодействия аллельных и неаллельных генов; научиться решать задачи на взаимодействие неаллельных генов. Пименов А.В.

Взаимодействие аллельных генов Взаимодействовать друг с другом могут как аллельные, так и неаллельные гены. Взаимодействие аллельных генов Различают несколько типов взаимодействия аллельных генов: Полное доминирование, при котором у гетерозигот проявляется только один, доминантный признак родителей; Неполное доминирование, при котором у гибридов наблюдается промежуточный характер наследования. Кодоминирование, в этом случае у гибридов проявляются оба признака. Например, кодоминирование проявляется у людей с 4 группой крови. Первая группа крови у людей с аллелями i O i O, вторая с аллелями I A I A или I A í 0 ; третья I В I В или I В í 0 ; четвертая группа имеет аллели I А I В. Во 2 и 3 группах полное доминирование генов I А и I В над аллелью I 0, в 4 группе в эритроцитах присутствуют продукты гена I А и I В.

Изучая закономерности наследования, Г.Мендель исходил из предположения, что один ген отвечает за развитие только одного признака. Например, ген, отвечающий за развитие окраски семян гороха, не влияет на форму семян. Причем эти гены располагаются в разных хромосомах, и их наследование независимо друг от друга. Поэтому может сложиться впечатление, что генотип представляет собой простую совокупность генов организма. Взаимодействие аллельных генов

Вместе с тем, постепенно накапливались и факты, показывающие, что взаимоотношения между генами и признаками носят более сложный характер. Выяснилось, что один и тот же ген может оказывать влияние на развитие нескольких признаков; один и тот же признак может развиваться под влиянием многих генов. Известно несколько типов взаимодействия неаллельных генов:

Комплементарность Комплементарное взаимодействие. Комплементарными называют гены, обусловливающие при совместном сочетании в генотипе в гомозиготном или гетерозиготном состоянии новое фенотипическое проявление признака. Классическим примером комплементарного взаимодействия генов является наследование формы гребня у кур. При скрещивании кур, имеющих розовидный и гороховидный гребень, все первое поколение имеет ореховидный гребень. При скрещивании гибридов первого поколения у потомков наблюдается расщепление по форме гребня: на 9 ореховидных приходится 3 розовидных, 3 гороховидных и 1 листовидный гребни.

Комплементарность Выводы из скрещивания: 1.Если первое поколение единообразно, значит родители – гомозиготы. 2.Если во втором поколении расщепление в соотношении 9:3:3:1, значит первое поколение – двойные гетерозиготы и гены расположены в разных парах гомологичных хромосом и имеют генотип АаBb. 3.9/16 с ореховидным имеют генотип А_В_, 3/16 с гороховидным и 3/16 с розовидным могут иметь генотипы А_bb и ааВ_; особи с листовидным гребнем имеют генотип ааbb. 4.Родители имеют генотипы ааВВ и ААbb.

Задача: У душистого горошка ген С обуславливает синтез бесцветного предшественника пигмента – пропигмента, если аллель с – пропигмент не образуется. Ген Р определяет синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пурпурный пигмент. Если аллель p – фермент не синтезируется. При скрещивании двух сортов с белыми цветами все F 1 имеет пурпурные цветы. Какие цветы будут в F 2 ? Запишите генотипы родителей и F 1. Выводы из анализа родителей и потомства: Если F 1 имеет красные цветы, значит их генотип С_Р_. Если F 1 единообразно, значит родители гомозиготны и имеют генотипы ССрр и ссРР. В F 2 при скрещивании двойных гетерозигот ожидается расщепление по фенотипу: 9/16 С_Р_ - красноцветковые, 3/16 С_рр + 3/16 ссР_ + 1/16 ссрр – белоцветковые. Расщепление 9/16 : 7/16. Комплементарность

Задача: У душистого горошка ген С обуславливает синтез бесцветного предшественника пигмента – пропигмента, если аллель с – пропигмент не образуется. Ген Р определяет синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пурпурный пигмент. Если аллель p – фермент не синтезируется. При скрещивании растения душистого горошка с белыми цветками с растением, имеющем пурпурные цветки, в F 1 3/8 имеют пурпурные цветки, 5/8 – белые. Определите генотипы родителей и F 1. Комплементарность Выводы из анализа родителей и потомства: Так как расщепление в F 1 на 8 вариантов, то один из родителей – двойная гетерозигота (СсРр) и образует 4 типа гамет; Второй родитель образует два типа гамет, т.е. гетерозиготен только по одной паре генов (Ссрр или ссРр).

Комплементарность Задача: У душистого горошка ген С обуславливает синтез бесцветного предшественника пигмента – пропигмента, если аллель с – пропигмент не образуется. Ген Р определяет синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пурпурный пигмент. Если аллель p – фермент не синтезируется. При скрещивании растения душистого горошка с белыми цветками с растением, имеющем пурпурные цветки, в F 1 3/8 имеют пурпурные цветки, 5/8 – белые. Определите генотипы родителей и F 1.

Эпистатичным называют такое взаимодействие генов, при котором аллель одного гена подавляет действие аллелей других генов. Ген подавитель называется эпистатичным, подавляемый – гипостатичным. При доминантном эпистазе – доминантная аллель гена является эпистатичной, при рецессивном – рецессивная. Эпистаз Задача. При скрещивании двух пород кур белого цвета – леггорнов с плимутроками, все потомство F 1 имеет белую окраску. Если же гибридов F 1 скрестить между собой, то во втором поколении происходит расщепление по окраске в отношении 13/16 белых: 3/16 окрашенных. Запишите генетическую схему скрещиваний и объясните полученное расщепление.

Эпистаз Выводы из анализа родителей и потомства: Родители гомозиготы, т.к. F 1 единообразно. Если во втором поколении расщепление на 16 вариантов, то F 1 – двойные гетерозиготы и гены расположены в разных парах хромосом. Генотипы F 1 – СсIi. Окрашенными могут быть только особи 3/16 с генотипами С_ii или 3/16 с генотипами ссI_. 9/16 с генотипом С_I_ белые (из-за гена подавителя). 1/16 ссii белые. F 1 белые, так как имеют генотип СсIi. Генотипы родителей: Генотипы родителей ССII и ссii.

Ген W обуславливает белый цвет плодов тыквы, причем при его наличии ген Y не проявляется. При генотипе wwYY или wwYy плоды имеют желтый цвет. Наконец, если оба гена рецессивны, то плоды зеленые. Каково будет расщепление по фенотипу в F 2 при скрещивании тыкв с генотипами WWYY (белых) и wwyy (зеленых)? Эпистаз

Во втором поколении 9/16 будут иметь генотип W_Y_ и белую окраску, 3/16 с генотипом W_yy – белую окраску плодов, 3/16 с генотипом wwY_ - желтые плоды и 1/16 с генотим wwyy – зеленые плоды. Расщепление в F 2 по фенотипу 12:3:1 Эпистаз

От скрещивания тыквы с белыми плодами с тыквой, имеющей зеленые плоды с генотипом wwyy, в F 1 1/2 плодов имеют белую окраску, 1/4 желтую и 1/4 - зеленую. Каковы генотипы родителей и гибридов? Объясните полученное расщепление. Выводы из анализа фенотипов родителей и потомства: Это анализирующее скрещивание и второй из родителей двойная гетерозигота с генотипом WwYy и образует 4 типа гамет, т.к. в F 1 четыре варианта генотипов. Особи с генотипами WwYy и Wwyy имеют белые плоды, особи с генотипом wwyy – зеленые, особи с генотипами wwYy – желтые плоды. Следовательно, ген W – подавитель, ген Y – отвечает за желтую окраску, а ген y – за зеленую. Эпистаз

Явление полимерии было открыто в 1908 г. при изучении окраски зерновки у пшеницы Нельсоном-Эле. Он предположил, что наследование окраски у зерновки пшеницы обусловлено двумя или тремя парами полимерных генов. При скрещивании краснозерной и белозерной пшеницы в F 1 наблюдалось промежуточное наследование признака: все гибриды первого поколения имели светло- красное зерно. В F 2 происходило расщепление в отношении 1:4:6:4:1 – 1/16 темно- красных, 4/16 ярко-красных, 6/16 средне-красных, 4/16 светло-красных и 1/16 белых. У человека по типу полимерии наследуется, например, окраска кожи. Полимерия

Плейотропией называют множественное действие генов, когда один ген влияет на развитие многих признаков. Плейотропное действие генов имеет биохимическую природу: один белок-фермент, образующийся под контролем одного гена, определяет не только развитие данного признака, но и воздействует на вторичные реакции биосинтеза различных других признаков и свойств, вызывая их изменение. Плейотропия

У человека рецессивная наследственная болезнь серповидно-клеточная анемия. Первичным дефектом этой болезни является замена одной из аминокислот в молекуле гемоглобина, что приводит к изменению формы эритроцитов. Одновременно с этим возникают глубокие нарушения в сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, выделительной системах. Это приводит к тому, что гомозиготный по этому заболеванию погибает в детстве. Плейотропия широко распространена. Изучение действия генов показало, что плейотропным эффектом, очевидно, обладают многие, если не все, гены.

Плейотропия Таким образом, выражение «ген определяет развитие признака» в значительной степени условно, так как действие гена может зависеть от других генов. Кроме того, на проявление действия генов влияют и условия окружающей внешней среды. Подводим итоги: Один ген может отвечать за один признак; Несколько генов могут отвечать за один признак; Один ген может влиять на несколько признаков. Следовательно, генотип является системой взаимодействующих генов.

Эпистаз А). Если особи гомозиготны по рецессивному аллелю аа, то их окраска может быть только зеленой аа_ _. Если особи имеют доминантный аллель А, то при двух рецессивных аллелях bb особи будут желтого цвета А_ bb, а если присутствует доминантный аллель В – особи будут коричневого цвета А_В_. Б) Р ААbb х ааВВ Желт. Зел. F 1 АаВb х АаВb Кор. Кор. F 2 9/19 А_В_ - коричневые 3/16 А_bb – желтые 3/16 ааВВ – зеленые 1/16 ааВ_ – зеленые М.Б.Беркинблит, почти 200 задач по генетике. Аллель А у бракозявров обуславливает синтез фермента, превращающего зеленое вещество предшественник 1 в желтое вещество 2. Аллель В кодирует фермент, превращающий вещество 2 в коричневое вещество 3. Рецессивные аллели соответствуют неактивным формам этих ферментов. А). Определите возможные окраски всех возможных генотипов. Б). Охарактеризуйте фенотипы F 1 и F 2 при скрещивании ААbb х ааВВ.