Использование ИКТ в условиях обновления содержания образования *Зам. директора по информатизации лицея, учитель географии – Кургузов В.А.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий»
Новая школа базис современного общества Цель к 2015 году: обеспечить переход к масштабному внедрению и использованию новых образовательных технологий Новый преподаватель Обеспечение системной переподготовки учителей для массового использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов Формирование системы стимулирования и дополнительной мотивации учителей на создание и применение электронных образовательных ресурсов Создание профессиональной социальной сети учителей, применяющих новые образовательные технологии
Содержание и качество Разработка нового электронного контента в рамках стандартов 2- го поклонения Технологии поддержки индивидуальных образовательных траекторий для талантливых учащихся Формирование единой среды для поддержки коллективной работы и создания контента Популяризация новых образовательных технологий
Электронная школа Внедрение системы электронных сервисов для учащихся, родителей, учителей и общественности: электронный дневник учащегося, система управления школой и др. Обеспечение гарантированной доступности электронных образовательных ресурсов и образовательных сервисов на всей территории РФ Переход на использование отечественных программных продуктов и продуктов на базе Linux
Одним из основных направлений формирования перспективной системы образования в России, наряду с повышением качества образования, обеспечением большей доступности образования для всех групп населения, повышением творческого начала в образовании, является обеспечение нацеленности обучения на новые педагогические технологии, в первую очередь на современные ИКТ - технологии. Актуальность
ИКТ как средство Информационное сопровождение образовательного процесса включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, позволяющей выпускнику активно функционировать в современном информационном обществе.
Основные направления информационного сопровождения -формирование системы информационных ценностей и развитие индивидуальности в информационной сфере; -формирование общей информационной культуры учащихся и выпускников, выработка у них адекватных представлений об информационном мире, сути информационных явлений и процессов; -выработка у будущих выпускников навыков информационной деятельности в различных информационных условиях и обеспечение необходимым для этого багажом знаний;
Основные направления информационного сопровождения -привитие учащимся функциональной информационной грамотности; -формирование способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере.
Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть выстроены в четырех направлениях, а именно – учиться: жить, познавать, делать, сосуществовать. Указанные цели предполагают формирование общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков.
Ключевые компетентности современного человека коммуникация на родном языке; коммуникация на иностранном языке; математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность; цифровая (ИКТ-) компетентность; умение учиться; социальная и гражданская компетентность; инициативность и предприимчивость; культура и способность к самовыражению.
Важно! ИКТ-компетентность важна для формирования и применения каждой из остальных компетентностей.
В образовательном стандарте доступность таких средств становится условием обучения. Стандарты образования Содержание образования в условиях информатизации предусматривает возможность использования средств ИКТ, как общих, так и специфических для данного предмета, в образовательном процессе.
Современные средства ИКТ позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп: общие, универсальные цели; специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности; цели, непосредственно связанные с информационными процессами в современном мире и участием человека в этих процессах.
Общие цели можно формулировать в терминах общей ИКТ- компетентности. Она охватывает умения: фиксировать (записывать), искать, воспринимать информацию, создавать ее, обрабатывать, оценивать, организовывать, сохранять, анализировать, представлять, передавать; моделировать и проектировать объекты и процессы; ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе – учения, управления, взаимодействия с другими людьми с использованием современных общедоступных ИКТ.
- ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом как общих задач обучения, так и специфики отдельного обучающегося; текстовое представление информации сочетается с наглядно-графическим, с моделями, видео- и аудио- записями, а аутентичные информационные объекты – со специально подготовленными учебными; - ИКТ дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (ИКТ- компетентность), так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.
Доступные учащемуся в школе, дома и во всей окружающей ребенка среде средства ИКТ являются сегодня важной частью его жизни. В соответствии с популярной метафорой, цифровой мир для сегодняшних детей и молодежи – это родина, в то время как большинство взрослых, в том числе учителя, все еще «иммигранты» в этом мире. Это значит, что приобретаемые учащимися в рамках общего и дополнительного образования элементы ИКТ- компетентности с большой вероятностью используются ими в жизни, в частности, в школьной и внешкольной социальной практике. Происходит информатизация воспитательного процесса.
Таким образом - ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ- компетентности учащегося на каждой ступени образования. Элементы общей ИКТ -компетентности, соответствующие той или иной ступени, сочетаются с предметными ИКТ - компетентностями и со специфическими формами умения учиться и выстраивать себя в ИКТ - среде.