РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Рекомендации для учителей: Как помочь ученикам в процессе подготовки к экзаменам, в период экзаменов? Прежде всего, знание или точнее понимание того, что надо делать, и во-вторых, умение это делать. Провал на экзамене обычно объясняют низким уровнем знаний. Да, хорошее знание необходимо для успеха, но это знание необходимо еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена может быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. В наших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке и сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
1. Не думать о плохом. Если на кануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Мысли о провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
2. Прием «доведения до абсурда». Предложите прием «доведения до абсурда». Главная задача – как можно сильнее напугать себя. Этим упражнением хорошо заниматься вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно.
3. Преподаватели тоже сдавали экзамены… Если учащиеся рассматривают экзаменаторов как своих врагов. Поговорите с пессимистом, что преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения, они понимают тебя. Даже если Учитель кажется хмурым и неприветливым – он просто демонстрирует свою строгость, объективность.
4. Поделитесь своими приемами запоминания. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Повторяйте материал по вопросам. Работая над учебным материалом, учитывайте основные закономерности запоминания: Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. Если работаете с двумя материалами большим и поменьше, разумно начинать с большего. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
5. Дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Внутренне беспокойство уменьшает расслабление. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они не помешают), а затем включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
ПРИМЕРЫ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРОТИВОСТРЕССОВОЕ ДЫХАНИЕ Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
ОКОП ТРУМЭНА. ПРИТЧА Когда Трумэна спрашивали, как он смог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума». Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях. Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в Вашем убежище.
ГОРЯЧИЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАР Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, медленный выдох и сосчитайте от 1 до 10. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.
РАЗГЛАДИМ МОРЕ Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.