Современные информационные потоки Над миром висит мегабитовая бомба, неся угрозу информационного взрыва. С. Лем
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: 1. эффективное информационное взаимодействие людей, 2. их доступ к мировым информационным ресурсам и 3. удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах *.* * Глоссарий: Служба тематических толковых словарей / "EDI-Press" & "Web Mission" [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
Д. Прайс "нового знания всегда значительно меньше, чем обобщенного".
Коммуникации бывают: неформальные (непосредственное общение) и формальные (фиксируемую на любом материальном носителе)
Коммуникация в науке это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.
«Организационная революция»: переориентации финансирования исследований через систему федеральных агентств (Национальный научный фонд в США и др.); широком привлечению корпоративных структур научного сообщества (профессиональные научные общества, Американская ассоциация содействия науке, Ассоциация ректоров университетов и т.п.) для определения направлений развития науки; развитии инфраструктуры науки.
Информационную реальность образует совокупность различных видов информации: информация в неживой природе и социальная (циркулирующая в обществе). Течение информационных процессов, обмен информацией между людьми, коллективами людей формирует информационное поле, в котором протекает вся жизнедеятельность человека и без которого она невозможна. Понятие "информационное поле", определяет и размеры накопленной информации, и то пространственно-временное распределение, которое существует.
Информация: форма существования знания, отчужденного от носителя и ставшего общественным достоянием
Человеческое знание: Персональное и Социальное
Три типа существования знания: личное знание; знание в виде социальных эстафет (передающих культурные образцы); информация (отчужденное знание).
Превращение персонального знания ПЗ СИПЗ' НТИ
Информационная среда: создается на основе технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, позволяющих хранить и передавать письменно, были результатом нововведений
Современная информационная среда: характеризуется не просто резким количественным увеличением емкости (как контейнера), а глобальной интеллектуализацией. Искомая информация не хранится в готовом виде, а генерируется в процессе разбора соответствующего раздела в базе знаний.
Рост количества информации – рост количества публикаций
"Информационный кризис" Во-первых, в противоречии между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Во-вторых, в производстве, производится значительное количество избыточной информации, которая существенно затрудняет поступление полезной, ценной для потребителя информации: большая часть научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, 70% заявок на изобретения отклоняются из-за отсутствия новизны. В-третьих, имеются определения экономические, политические и другие социальные барьеры, которые не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль в развитии общества.
Шумерское письмо, четвертое тысячелетие до нашей эры : "Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу".
Подсчитано: в 1600 г. вышло в свет 6078 изданий, в 1700 г , в 1800 г , в 1900 г ** * Дягилева Т.Д. Книжная культура в информационную эру / Дягилева Т.Д., Зинкевич Н.А. НБ СПбГУП // Библиотечные фонды: проблемы и решения: Электронный журнал-препринт, 3, июнь, 2002 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: diaglich.html
Разрыв между потребностью и возможностью Возможности Потребности
Факторы, усложняющие коммуникацию (надязыковые): Непонимание и противоречия: между учеными, занимающимися разработкой фундаментальных проблем ( теоретиками ), и специалистами, решающими прикладные задачи ( практиками )
Факторы социально-экономические: политические факторы - создание затруднений в обмене информацией между различными странами (например, политика эмбарго, проводимая некоторыми странами); экономические факторы - препятствия в обмене по соображениям конкурентной борьбы между фирмами; бюрократические факторы - возникновение трудностей общения из-за продолжительности сроков прохождения информационных материалов в процессе подготовки их к опубликованию.
Факторы психологического характера: недооценка длительное время роли информации в процессе технической, производственной и особенно управленческой деятельности, отсутствие необходимых навыков в работе с информационными источниками, как традиционными, так и современными электронными "барьерное сознание» *, заключающееся в том, "что человек ищет только то, о чем он думает, что оно существует и что оно ему нужно" * Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - Л.: Наука, с. - (Серия "Наука и технический прогресс") [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: Informaciia _i_informacionnyi_servis/
Рост знаний и рост документальной информации Рост документальной информации Рост знаний
Проблемы роста темпов производства информации: непропорциональный рост "информационного шума" ввиду слабой структурированности информации; появление паразитной информации (невостребованной, рекламной информации, несанкционированных "приложений"и т.д.); несоответствие формально релевантной (уместной, относящейся к делу) информации действительным потребностям конкретного специалиста; многократное дублирование информации (типичный пример - публикация одного и того же сообщения в разных изданиях); увеличение темпов старения информации.