1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК) Александр Баженов Заместитель начальника Департамента проектного финансирования
2 Последние достижения и реформы в России привели к необходимости создания институтов национального развития Для дальнейшего экономического роста требуется новый промышленный и рыночный потенциал: –Снижение политических и экономических рисков –Стабилизация макроэкономики –Хорошее состояние государственных финансов и устойчивая национальная валюта –Наличие значительных капитальных ресурсов Индустриальное развитие создает для этого необходимые предпосылки: –Национальные проекты по крупномасштабной модернизации жилищного строительства, здравоохранения и образования –Реструктуризация железнодорожного транспорта, электроэнергетики и коммунального хозяйства, атомной и аэрокосмической промышленности –Стратегия развития транспортной инфраструктуры Возникают законодательные акты в поддержку развития на условиях ГЧП: –Концессии –Особые экономические зоны –Тарифное регулирование –Платные автодороги –Региональное законодательство по ГЧП (Санкт-Петербург)
3 Эти институты развития были созданы и/или реструктурированы в годах ИнфраструктураИнновации и технологии Стимулирование развития Федеральное Агентство по управлению Особыми Экономическими Зонами (промышленность, порты, туризм) Федеральное Агентство по управлению Особыми Экономическими Зонами (технологии и инновации) Инвестиции в развитие ВнешэкономбанкВнешэкономбанк Российская венчурная компания Субсидии на развитие Инвестиционный Фонд Фонд реформы жилищно- коммунального хозяйства
4 Внешэкономбанк стал банком развития 4 Внешэкономбанк является одним из старейших российских банков (учрежден в 1924 году). Внешэкономбанк является национальным финансовым учреждением и обладает особым правовым статусом: Институт развития Агент Правительства Российской Федерации Государственная управляющая компания по управлению средствами пенсионных накоплений Владелец коммерческого российского Эксимбанка, целью которого является коммерческая поддержка промышленного экспорта Владелец коммерческого Российского Банка Развития, целью которого является поддержка малого и среднего предпринимательства На Внешэкономбанк не распространяются положения Российского Центробанка, регулирующие деятельность коммерческих банков Правовой статус Внешэкономбанка регулируется Законом Российской Федерации «О Банке Развития» и утвержденным правительством Меморандумом о финансовой политике
5 5 Правовая основа: Федеральный закон О банке развития Внешэкономбанк реализует следующие основные ключевые функции: осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов; участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ; участвует в реализации инвестиционных проектов национального значения, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также в проектах по созданию объектов инфраструктуры и других объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон; организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортёров; участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства; участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций
6 6 Правовая основа: Меморандум о финансовой политике Определение отраслей инвестирования Критерии отбора проектов в этих отраслях для дальнейшего рассмотрения возможности финансирования: Установленные процедуры оценки подлежащих финансированию проектов Более 5 лет Более 2 млрд. рублей Более 1 млрд. рублей Срок окупаемости проекта Общая стоимость проекта Кредитные ресурсы Внешэкономбанка
7 Оказание консультационных услуг органам государственной власти Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами Администрации 18 субъектов Российской Федерации
8 Прогнозируемые ключевые показатели: К концу 2007 года: Увеличение капитала до 250 млрд. рублей (эквивалент $ 10 млрд.) К 2010 году: Увеличение кредитного портфеля до 770 млрд. рублей (эквивалент $ млрд.)
9 Рейтинги Внешэкономбанка 9 Fitch: Рейтинг по долгосрочным обязательствам BBB+, стабильный Standard & Poors: Кредитный рейтинг (национальная валюта) A-/A-2, стабильный Кредитный рейтинг (иностранная валюта) BBB+/A-2, стабильный Moodys: Рейтинг по долгосрочным обязательствам Baa2, стабильный
10 Возможности участия Банка в развитии и функционировании особых экономических зон При создании ОЭЗ: Кредитование регионального и/или муниципального вклада в создание ОЭЗ Проектное финансирование проектов по строительству и эксплуатации инженерной инфраструктуры, в том числе на условиях ГЧП Участие в капитале операторских компаний ОЭЗ Для резидентов ОЭЗ: Проектное финансирование резидентов ОЭЗ под создание промышленных мощностей и туристических объектов, в том числе с использованием соглашений с экспортно-импортными агентствами других стран Предоставление гарантий по долгосрочным контрактам поставок создаваемой в ОЭЗ инновационной продукции в интересах государственных или муниципальных нужд Финансирование резидентов ОЭЗ- представителей малого и среднего бизнеса Поддержка высокотехнологичного капиталоемкого промышленного экспорта резидентов ОЭЗ