13 февраля 2008 года Четвертый Всероссийский Конгресс «Рынок потребительского кредитования в России». Рынок кредитных брокерских услуг – 2007: основные итоги и тенденции
Кредитные брокеры и потребители: насколько востребованы их услуги, насколько готов клиент к их использованию Кредитные брокеры в сегменте b2b – перелом отношения игроков рынка к кредитным брокерам Зарубежный опыт и российские реалии Электронные брокеры vs. брокеры с физическим присутствием Кредитные брокеры как проводники инноваций на рынке потребительского кредитования
Кредитные брокеры и потребители: насколько востребованы их услуги, насколько готов клиент к их использованию Рост рынка, увеличение количества предложений, появление новых продуктов, меняющиеся экономические условия – объективные факторы, обуславливающие потребность клиента в профессиональной финансовой консультации Рост финансового «самосознания» населения Широкий спектр тарифных политик
Кредитные брокеры в сегменте b2b – перелом отношения игроков рынка к кредитным брокерам Возможности перекрёстных продаж, более эффективная дистрибуция, мобильность и гибкость при работе с потенциальными клиентами, совместная разработка новых финансовых продуктов Андеррайтинг по стандартам банка / дополнительная проверка клиентов, формирование пакета документов по стандартам банка Выравнивание рынка, более справедливая конкуренция (небольшие игроки с меньшей сетью дистрибуции и меньшим рекламным бюджетом получают шанс
Кредитные брокеры в сегменте b2b – перелом отношения игроков рынка к кредитным брокерам Сокращение операционных расходов на всех этапах бизнес-процесса, от привлечения клиентов до обслуживания на этапе после сделки, снижение кредитных рисков Риэлторы, которые были «по совместительству» - де-факто – первыми ипотечными брокерами, осознают необходимость ведения именно профильной деятельности и сотрудничают с брокерами по предоставлению рекомендаций клиентам
Зарубежный опыт и российские реалии (на примере ипотеки) Наибольший процент ипотечных сделок проходит через брокеров на рынке США – 68% по данным 2004 года* (в зависимости от сегмента рынка цифра варьируется от 60 до 85%) В Западной Европе это соотношение составляет порядка 50-60% В России, по оценкам экспертов, по итогам 2007 года эта цифра составила порядка 20% На начало 2006 года – 10%** На середину %** * **журнал «Банковское обозрение», 83
Электронные брокеры vs. брокеры с физическим присутствием Наметилась отчётливая дихотомия среди кредитных брокеров: он-лайн брокеры и брокеры с розничной сетью Постепенно электронные брокеры развиваются в сторону lead generation, а брокеры с физическим присутствием – в сторону брокеров полного цикла Наиболее выигрышная структура – сочетание он-лайн и физического присутствия +- Он-лайн брокеры Технологичны Экономичны Не требуют создания и содержания тяжелой инфраструктуры Отсутствие личного общения с клиентами снижает качество сервиса и уровень доверия Технологическая платформа накладывает ограничения на расширение спектра услуг Брокеры с физическим присутствием Предоставляют более широкий спектр услуг Сопровождают клиента в течение всего процесса Создают большую добавленную стоимость (за счёт формирования досье клиента) Требуют создания и содержание инфраструктуры Человеческий фактор
Автоматизация работы: Front-End System брокера Банки – партнёры Кредитмарт FES Клиент Анкетные данные: 1.демографические 2.финансовые 3.предпочтения Сопоставление данных, выбор продуктов и их ранжирование на основе предпочтений Клиента 4 лучших решения 1 Выбор клиента Параметры кредитных продуктов Анкета клиента
Взаимодействие сторон при партнёрстве «банк-брокер» Клиенты Комиссия за услуги Агентская комиссия Квалифицированные заемщики Кредитные продукты Услуги по подбору финансового решения Потенциальные заёмщики Брокер Банк-партнёр
2008 –точки роста и проблемные зоны Окончательная реабилитация сочетания «кредитный брокер», перевод «чёрных брокеров» в разряд архаизмов Продолжение региональной экспансии – рост ипотечного и кредитного рынков обуславливает рост рынка кредитных брокерских услуг Дальнейшая популяризация кредитных брокерских услуг среди населения: рекламная и PR активность, образовательные проекты Трудности с финансированием у банков, повышение ставок, ужесточение требований к заёмщикам; как следствие – увеличение TTY банков, и в этом business opportunity для брокеров Отсутствие единообразных принципов функционирования в индустрии