DRAFT 1 Меры по стимулированию финансирования строительства жилья – взаимодействие власти, кредитных организаций и строительного бизнеса Москва, 2009
DRAFT 2 КОМПАНИЯ «РЕНОВА-СтройГруп» «РЕНОВА-СтройГруп» реализует на рынке строительства и девелопмента уникальный продукт – проекты Комплексного Освоения Территории (КОТ), которые предполагают создание новой, привлекательной городской среды обитания. Проект КОТ – это выработка комплексного сбалансированного градостроительного решения (жилье, инфраструктура, работа, отдых) и его реализация на определенном земельном участке. «РЕНОВА-СтройГруп» инвестирует в проекты в сфере: - КОТ, - девелопмента земельных участков, - инженерной инфраструктуры, - коммерческой и жилой недвижимости в различных регионах России. В настоящий момент «Ренова-СтройГруп» реализует пилотный проект КОТ – строительство жилого района «Академический» в Екатеринбурге. «Академический» представляет собой масштабную комплексную застройку на Юго-западе Екатеринбурга, осуществляемую на большом, свободном от существующих объектов земельном участке. Такой подход позволяет: вести проектные работы без ограничений, задаваемых застройкой и старой инфраструктурой; применять при строительстве инженерных сетей и недвижимости современные технологии и материалы; создавать комфортную городскую среду обитания в соответствии с современными тенденциями в урбанистике. Параметры района "Академический" : Территория застройки га ; Жилая застройка - 9 млн. кв. м ; Паркинги и стоянки тыс. машиномест; Численность населения тыс. человек; Социальная и коммерческая инфраструктура в шаговой доступности - 1,8 млн. кв. м ; Общественно-деловые и культурно-спортивные объекты городского и районного значения - 2,4 млн. кв. м ; Мощности электро - и теплогенерации - на 1-ом этапе 135 МВт и 650 Гкал ; Срок реализации проекта - до 2025 г. Общая стоимость проекта – 870 млрд. руб., из них более 810 млрд.руб. – частные инвестиции
DRAFT 3 Массовый потребитель, согласно исследованиям, в большей степени ориентируется на размер ежемесячного платежа, а не на стоимость квартиры Ежемесячный платеж ~36 тыс. руб. Ипотечный кредит 3 млн. руб. на 15 лет Процентная ставка – 12% Ипотечный кредит 2,5 млн. руб. на 15 лет Процентная ставка – 16% При неизменной цене, снижение процентной ставки повышает доступность приобретения жилья Чувствительность покупательской способности жилья эконом-класса к уменьшению процентной ставки
DRAFT 4 Снижение % ставки оказывает прямое влияние на увеличение количества потенциальных покупателей жилья и позволяет увеличить доступность ипотечных продуктов для людей со средним достатком Чувствительность покупательской способности жилья эконом-класса к уменьшению процентной ставки Текущее состояние Средняя площадь квартиры – 60 кв.м Доступно для 24% семей, при минимальном необходимом ежемесячном доходе – 78 тыс. руб. Средняя стоимость квартиры - 2,7 млн.руб. Средний срок кредита – 15 лет Средняя ставка по ипотечному кредиту -15% Средняя цена за 1 кв.м. – 45 тыс. руб. Применение пониженной процентной ставки Средняя площадь квартиры – 60 кв.м. Средняя стоимость квартиры - 2,7 млн.руб. Средний срок кредита – 15 лет Ставка по ипотечному кредиту - 9% Средняя цена за 1 кв.м. – 45 тыс. руб. При применении 9% ставки ипотека будет доступна для 46% семей (ежемесячный доход – 56 тыс. руб.)
DRAFT 5 Влияние государства на повышение доступности ипотечных продуктов В целях восполнения рыночного спроса, сузившегося в результате кризисных явлений, государству целесообразно субсидировать процентную ставку по ипотечным кредитам Согласно проведенным исследованиям РСГ 9% по ипотечному кредиту является наиболее эффективной процентной ставкой Объем жилья Средняя стоимость Средняя % ставка Объем уплаченных % Расчеты затрат государства на субсидирование процентной ставки 100 тыс. кв. м.4,5 млрд. руб. 15% 80% от общей стоимости Объем кредитования 540 млн.руб. 1% соответствует 36 млн. рублей Субсидирование государством процентной ставки в размере 6% и доведении эффективной ставки для заемщика в размере 9% Общая сумма субсидии составит 216 млн. руб. ежегодно Следует отметить, что введение 100 тыс. кв. метров жилья под силу лишь крупным девелоперам и крупным проектам – таким как проекты КОТ. Администрирование субсидий для небольших проектов и менее крупных девелоперов будет затруднительно и неэффективно.
DRAFT 6 Возмещение физическим лицам части затрат на уплату процентов по ипотеке на готовое жилье Возмещение физическим лицам части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, выдаваемым на долевое строительство Позволит повысить доступность приобретения жилья для граждан, ликвидность банковской сферы на рынке ипотечных продуктов, значительно снизить риски недостроя жилья Позволит государству собрать за 1-2 года (время постройки) налоги с построенного дома в размере 20% его стоимости, при этом расходы государства в виде субсидий составят порядка 25% от стоимости дома, но уплачиваемых в рассрочку в течение 15 лет. I II Меры государственного стимулирования массового спроса на рынке жилья Государство Программа по субсидированию ставок: Правила Критерии проектов Критерии застройщиков Размер субсидии в % Бюджет программы БАНКИ Покупатели квартир ЗАСТРОЙЩИК Налоговые отчисления в бюджет РФ АИЖК Субсидии на часть % ставки по определенным кредитам Договор долевого строительства или купли- продажи квартиры 1 2 Ипотечный кредит СУБСИДИРОВАНИЕ % СТАВОК ПО ИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТАМ
DRAFT 7 20% покупателей за собственные средства 80% покупателей с привлечением ипотеки квартиры $ $ БАНКИ Налоговые отчисления покупатель Эффективность предлагаемой меры государственной поддержки застройщик Прибыль с продаж $ При отсутствии государственного субсидирования спрос покупателей на дом недостаточен и проект не будет реализован – бюджет не получит налоги; Государство субсидирует часть % ставки, создавая спрос на жилье; Банк выдает кредиты на 70% стоимости квартиры, остальное – средства покупателя Часть покупателей приобретают квартиры в ипотеку по этой программе (80% покупателей), остальные 20% - покупатели на собственные средства; Застройщик реализует проект и платит в бюджет налоги АИЖК Расходы государства: Общие выплаты государством за 15 лет с учетом постепенного погашения кредита = 6%*15/2*70%*80%=25% от цены продажи дома Доходы государства: НДС = 18% (ставка налога)/(1+18%(ставка налога))=15,2% НП = 10%(норма прибыли)*20%(ставка налога)=2% Налоги с трудовых ресурсов (ЕСН, НДФЛ, и др.) = 13-30%(ставки налогов)*20%(доля облагаемых расходов в затратах)*(1- 10%)=~2,8% Общий размер собираемых налогов = ~20% цены продажи дома, собираемых в течение 1-2 лет Эффективность: Доходы = 20% в течение срока реализации проекта, т.е. 1-2 года Затраты = 25%, разнесенные на 15 лет. Дисконтируя затраты по 12% (близкой к ставке рефинансирования - стоимость денег), получаем чистые приведенные затраты = 14,7%, т.е. инициатива экономически выгодна государству. Бюджет РФ
DRAFT 8 Пример применения мер государственной поддержки Новосибирская область Предоставление гражданам субсидий из областного бюджета Новосибирской области при оформлении жилищных кредитов Единоразовая субсидия Ежемесячная субсидия 1) Размер единоразовой субсидии до рублей. 2) Размер единоразовой субсидии не может превышать сумму фактически уплаченного гражданином первоначального взноса по оформленному кредиту (займу). 1) Ежемесячная субсидия предоставляется исходя из расчета 8% от суммы оформленного кредита (займа) в год (но не более рублей) за вычетом суммы единоразовой субсидии. 2) Ежемесячная субсидия предоставляется гражданину на срок действия кредитного договора (договора займа), но не более 7 лет. 3) Размер ежемесячной субсидии не может превышать сумму фактически уплаченных гражданином процентов по кредиту (займу), оформленному на приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных (вводимых) в эксплуатацию в годах.
DRAFT 9 Выводы В условиях нестабильности финансово-экономической системы, приоритетной составляющей выхода из кризисной ситуации является именно поддержание государством жилищного строительства. Жилищная сфера позволит поддержать более 60 смежных отраслей экономики, будет способствовать стабилизации социально-экономической ситуации в регионах. Поддержание жилищного строительства позволит: Обеспечить занятость населения Создать базу для посткризисного экономического роста Повысить доходную часть бюджетов Оказание государственной поддержки путем субсидирования % ставки позволит значительно повысить доступность ипотечных продуктов, стабилизировать ситуацию на жилищном рынке и обеспечит стимулирование дальнейшего массового строительства жилья Cохранить производственный потенциал