Правда жизни или правда искусства? Tempora mutantur Et nos mutamur in illis Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними Дионисий Катон
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Может ли она быть интересна современному читателю?
«Слову о полку Игореве» более восьми веков С 1870 года оно изучается в школьных программах. Почему?
Князь Игорь – миф русской истории Что мы о нём знаем?
Возникают вопросы: Что заставило Игоря выступить в поход, когда в нем не было необходимости? Правда ли, что князь Игорь и Кончак были знакомы? Насколько абсурдна мысль о том, что поход Игоря продиктован вовсе не наступательными целями и не целями защиты? Верно ли утверждение, что «Слово…» написал сам Игорь, что «Слово…» - это подделка, созданная в XVII-XVIII веках то ли Н.М.Карамзиным, то ли самим А.И.Мусиным-Пушкиным? Почему А.П. Бородин за основу своей единственной оперы взял именно «Слово…»? А как относиться к тому, что Игорь сам из половцев? В чём сюжетное своеобразие «Слова…»? Почему так разноречивы трактовки композиции «Слова…»?
Проблема: Соответствует ли исторический образ художественному?
Гипотеза: Исторический и художественный образы должны быть идейно близки.
Цель работы: КНЯЗЬ ИГОРЬ Исторический образЛитературный образ Музыкальный образ Qui bene distinquit – bene docet Хорошо учит тот, кто хорошо выявляет различия
Исследовательские группы: КНЯЗЬ ИГОРЬ Историки Литературо- веды Музыковеды
Основные исследователи «Слова о полку Игореве»: Школа Д.С. Лихачёва Школа Б.А. Рыбакова ПРОТИВОРЕЧИЯ Н.М. Карамзин А.И. Мусин- Пушкин
1. Изучить летописные источники. 2. Изучить работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, современных исследований Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачёва, А. Ужанкова, Н.К. Гудзия. 3. Провести синтез изученных материалов и сделать вывод План работы группы историков:
Переводчики и интерпретаторы «Слова о полку Игореве»: А. Солженицын А. Ужанков Н. Заболоцкий А. Майков Б. Пастернак В. ЖуковскийК. БальмонтИ. Бунин
1.Изучить текст «Слова о полку Игореве». 2.Сравнить исторический и литературный образы князя Игоря. 3.Представить результаты сравнения в виде таблицы и сделать выводы. План работы группы литературоведов:
Музыкальные соавторы «Слова о полку Игореве»: В.В. Стасов А.П. Бородин Н.А. Римский- Корсаков А.К. Глазунов
1.Прослушать и проанализировать музыкальную драматургию оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». 2.Найти факты, доказывающие или опровергающие, что «Князь Игорь» А.Бородина – иллюстрация, фальсификация или шедевр соавторства с летописным источником. 3.Сопоставить исторический и художественный образы. 4.Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы. План работы группы музыковедов:
Методы исследования: Анализ изученных материалов Сравнение полученных данных Синтез как самостоятельная часть исследования.
Список рекомендованной современной литературы: 1.А.Н. Ужанков «В свете затмения. Христианская основа «Слова о полку Игореве» ( 2.АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА – Магнитова В.Г. «Слово о полку Игореве» как выражение русской идеи ( ТРИНИТАРИЗМА 3.Александр Порфирьевич Бородин ( Александр Солженицын. В круге первом, т.2 ( 5.Валерий Рыжов «Князь Игорь и Кончак» ( 6.Князь Игорь. Полная биография ( 7.Н.К. Гудзий «Слово о полку Игореве» и древнерусская литературная традиция» ( 8.Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., Наука, Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы» ( Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы»
Tempora mutantur et nos mutamur in illis Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними Дионисий Катон …но вечные ценности неизменны. Успехов в вашем исследовании!