Интегрированный открытый урок по теме: «Повторно-обобщающий урок по понятиям лучи. Их применение в физике и биологии». Цель урока: повторить и закрепить знания по понятию луч. Показать практическое применение луча в жизни людей и различных науках. Содержание: 1. Понятие луча в математике 3. Понятие светового луча 4. Законы отражения и преломления света 5. Применение отражения и преломления света в оптических приборах 6. Глаз как оптический прибор, его строение и получение изображения 7. Очки и исправление зрения
Математика 1.Понятие луча а) Проведем прямую а и отметим на ней точку О. Эта точка разделит Прямую на две части, каждая из которых называется лучом, исходящим из точки О. а О б) Луч имеет начало но не имеет конца. в) Обозначение лучей: - либо малой латинской буквой; - либо двумя большими латинскими буквами( первая – начало луча, вторая – какую либо точку на луче). h A B а). б).. Практическое задание. Проведите прямую, отметьте на ней точки А и В и на отрезке АВ отметьте точку С. а)Среди лучей АВ, ВС,СА, АС и ВА найдите пары совпадающих лучей; б) назовите луч, который является продолжением луча СА. 2. Понятие угла Угол – геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. Лучи называются сторонами угла, а их общее начало - вершиной угла. Практическое задание. Какие из лучей, делят угол АОВ на два угла? См. задание 17 стр.10 учебника Геометрия 7 – 9..
Физика 1.Понятие светового луча а)Под световым лучом в современной физики понимают достаточно узкий пучок света, который на протяжении той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Таким образом математический луч является осью узкого светового пучка. б) закон распространения света: «В однородной прозрачной среде свет распростра- няется прямолинейно». в) следствием прямолинейного распространения света являются резкие тени, отбрасываемые непрозрачными телами, в том числе лунные и солнечные затмения. 2. Законы отражения и преломления света а) угол падения луча – угол между перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча и падающим лучом; б) угол отражения – угол между этим же перпендикуляром и отраженным лучом. в) закон отражения: «Отраженный луч лежит в плоскости падения, причем угол падения равен углу отражения». г) закон преломления света: «Попадая в среду, оптически более плотную, луч света отклоняется от своего первоначального направления в сторону к перпендикуляру к границе раздела двух сред, а попадая в среду, оптически менее плотную, луч света отклоняется в обратную сторону». 1 12
Применение законов отражения и преломления света в оптических приборах 1.В киноаппаратах 2. В фотоаппаратах. демонстрация слайда 2 и 3 из файла В подзорных трубах и телескопах. демонстрация слайда 11 из файла В перископе, на транспорте( зеркала заднего вида, фары), в микроскопе Демонстрация слайда 12 из файла 1103 Но самым совершенным прибором является - ГЛАЗ
Биология 1.Повторение строение зрительного анализатора. а) Демонстрация слайда 1 из файла 1103 Работа проводится в парах ( 6 человек при работе со слайдом записывают названия данные под цифрами; ещё 6 человек работают самостоятельно на местах). б) Проводится анализ выполненной работы. 2. Оптическая система глаза: - состав Демонстрация слайда 6 из файла нарушения в формировании изображения Демонстрация слайдов 7 и 8 из файла способы исправления нарушений преломления лучей Демонстрация слайда 9 из файла 1103 Практическая работа: « Функции хрусталика при рассмотрении близких и далеких предметов». Инструкция: на расстоянии 20 см перед глазами расположить прозрачный экран (из полиэтиленовой пленки). На нем написаны буквы,расположенные по кругу. Ребята смотрят на слова, написанные на доске(они видны четко, а буквы на пленке размыты). Затем взгляд переводят на пленку и читают буквы на ней(теперь размыты буквы на доске). Почему? ВЫВОД: Подведение итогов урока.