СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ УНПО Кузнецова В.В., методист ГОУ НРЦРО 2006 год
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сертификация - действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам Сертификация - действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сертификация – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сертификация – процедура независимой оценки (с участием работодателей) степени компетентности выпускников учреждений НПО требованиям работодателей региона Цель – повышение качества подготовки выпускников (усиление соответствия уровня подготовки требованиям профессиональных стандартов)
перспектива Внедрение независимой оценки результатов обучения и системы сертификации выпускников программ в различных отраслях, как независимого подтверждения профессиональных знаний и умений, полученных в результате участия в той или иной программе профессионального образования и обучения, дает возможность образованию и рынку труда создать систему взаимодействия на новой качественной основе
Преимущества независимой оценки и сертификации 1. Для слушателя программы: - подтвердить свою компетентность через независимую оценку результатов обучения; - востребованность на рынке труда, упрощение и сокращение сроков поиска подходящей работы; - возможность легко внедриться в трудовой процесс
Преимущества независимой оценки и сертификации 2. Для работодателя: - более компетентный персонал; - повышение качества труда; - высокую мотивацию и эффективность труда; - конкурентноспособность организации
ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ 3. Для администрации программы: - механизм независимой оценки слушателей; - подтверждение качества программы; - трудоустройство выпускников программы; - результативность и востребованность программы
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ наличие профессиональных стандартов; наличие экзаменационного и учебного центров; утвержденный список экспертов- экзаменаторов (это профессионалы – практики высшего квалификационного уровня определенной профессии); открытость и независимость системы; профессиональный рост сертификационного персонала
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ? продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям. нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Образовательный стандарт – совокупный продукт деятельности работодателей и сферы образования. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. 10
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: - Первая часть: указывается наименование профессии, квалификационный уровень, направление деятельности работников, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии, требования по состоянию здоровья. Должности работников, включенные в профессиональный стандарт, сгруппированы по трем квалификационным уровням в зависимости от направления деятельности, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей, степени самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: Вторая часть: Приводится перечень должностных обязанностей для работников соответствующего уровня, которые представлены в виде перечня конкретных должностных задач, выполнение которых позволяет работнику реализовывать трудовые функции в границах его компетенции
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: Третья часть: Приводится перечень основных умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, которые представляют собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задач, также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей области.
Содержание сертификации профессиональных квалификаций Сертификация профессиональных квалификаций проводится для выпускников, обучающихся по программам начального профессионального образования и претендующих на квалификационный разряд выше установленного образовательным стандартом: а) в обязательном порядке – для учащихся, имеющих по производственному обучению и предметам профессиональной подготовки итоговые оценки не ниже «5»; б) на добровольной основе – для учащихся, имеющих по производственному обучению оценку не ниже «4» и положительные итоговые оценки по всем учебным предметам. Основная процедура сертификации профессиональных квалификаций – квалификационный экзамен, в ходе которого выявляются общие и специальные знаний, практические умения и навыки выпускника.
Квалификационный экзамен по каждой профессии состоит из трех блоков Общий блок – проверка базовых профессиональных знаний по сертифицируемой профессии; Специальный блок – проверка специальных профессиональных знаний по сертифицируемой профессии; Практический блок – проверка уровня владения практическими умениями и навыками по сертифицируемой профессии
Общий блок Состоит из 20 вопросов (тестов) открытого и закрытого типа (вопросов открытого типа до 30%). Вопросы (тесты) закрытого типа: - установление соответствия; - выбор правильного ответа (элемента, чертежа и т.д.). Вопросы (тесты) открытого типа: - воспроизведение информации по памяти. 1. Разделы общего блока: - общие понятия и определения; - инструменты и приспособления; - материаловедение; - допуски и технические измерения.
Специальный блок Состоит из 30 вопросов (тестов) открытого и закрытого типа (вопросов открытого типа до 30%). Вопросы (тесты) закрытого типа: - выбор правильного ответа (действия, причины, следствия и т.д.) Вопросы (тесты) открытого типа: - воспроизведение информации по памяти; - составление правильной технологической последовательности; - расчетные задачи. - Разделы специального блока: - технологический процесс; - правила охраны труда и техники безопасности; - контроль качества выполненных работ.
Практический блок Задания для оценки качества практических умений и навыков составляются с учетом требований квалификационных характеристик по профессии. В качестве критериев оценки практических умений и навыков выделяются следующие показатели: - качество выполненной работы; - умение работать с технической документацией; - соблюдение правил техники безопасности.
Общая оценка Суммарная оценка по всем трём блокам рассчитывается по формуле: 0,25хС1+0,25хС2+0,5хС3, где С1 – оценка по общему блоку (%), С2 – оценка по специальному блоку (%), С3 – оценка по практическому блоку (%).
Шкала соответствия Результаты сертификации профессиональной квалификации выпускника (%) Перевод в баллы От 70 % до 85 %4 Свыше 85 %5
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ - Каменщик4 разряд - Кондитер4 разряд - Маляр (строительный)4 разряд - Монтажник санитарно-технических систем и оборудования4 разряд - Повар4 разряд - Продавец непродовольственных товаров4 разряд - Продавец продовольственных товаров3 разряд - Станочник широкого профиля4 разряд - Столяр строительный4 разряд - Токарь4 разряд - Штукатур4 разряд - Электрогазосварщик4 разряд - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования4 разряд
Порядок совмещения процедур сертификации профессиональных квалификаций и итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования, претендующих на разряд выше установленного квалификационной характеристикой Процедура сертификации профессиональных квалификаций совмещается с процедурой итоговой аттестацией выпускников учреждений начального профессионального образования. Результаты, полученные выпускником на сертификации профессиональных квалификаций, приравниваются к результатам аттестационных испытаний, определенных в Положении об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования, утвержденном приказом Минобразования РФ от 1 ноября 1995 г. 563: сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы; выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии (профессиям) в пределах требований государственного стандарта начального профессионального образования. Выпускнику, не прошедшему сертификацию профессиональных квалификаций, но успешно защитившему письменную экзаменационную работу, может быть выдан документ государственного образца о полученном начальном профессиональном образовании с разрядом не выше установленного квалификационной характеристикой.