Тема 2 урока: «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.» Технология: развитие критического развития через чтение и письмо. Тип урока: работа с художественным(публицистическим) текстом. Уровни усвоения: Уровень А. Что такое вводные слова и вводные предложения? Что в них общего и чем они отличаются? Какова роль вводный слов при построении текста? Уровень В, С.Как отличить омоформы (вводные слова и слова самостоятельных частей речи)? Понимать и объяснять знаки препинания.
Цели урока : Познавательные: 1. Выяснить общность и различие вводных слов и вводных предложений; 2.Определить роль вводных слов и вводных предложений при построении текста.3.Освоить богатство значений вводных конструкций. выработать пунктуационный навык. Воспитательные: 1. Поддерживать дух толерантности; 2. Воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение Развивающие: 1.Рзвивать критическое мышление через чтение художественного текста; 2.Развивать логическое мышление; 3.Развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка, его богатство.
Стадия 1. Вызов. Мозговой штурм. Вспомните, что такое вводные слова? Чем они отличаются от вводных предложений? Какую роль в тексте играют вводные конструкции? Как различать омоформы (вводные конструкции от самостоятельных частей речи и предложений)? Объясните известные вам языковые явления в данном мини –тексте : Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие – только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках(если не отсутствие их вообще) или чтением пустых книг. Естественно, каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или приключенческую литературу. (по С.Бэлзе) (вводные конструкции: пожалуй, если не отсутствие их вообще, естественно; Самостоятельные единицы предложения: кто говорят(придаточное предложение); однако(союз = но).
Стадия II. Осмысление. Чтение с остановками. Сколько книг на свете! Между прочим, умение читать – искусство. Как справедливо отмечают библиофилы(так называют любителей и собирателей книг), каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берете в руки книгу, во- первых, запомните ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Книга может быть добрым другом и мудрым советчиком. Итак, вы готовы к чтению? В добрый путь !
Стадия III. Рефлексия. Составление кластера. Вводные конструкции Слова- омографы(однако, может быть…) и вводные слова Придаточные предложения и вводные предложения Постановка запятых, скобок и тире
Стадия IV. Обобщение. Вывод. Вводные слова могут 1) выражать чувства говорящего, 2)выражать оценку говорящим степени реальности сообщаемого, 3)указывать на источник сообщаемого, 4) указывать на связь мыслей, последовательность изложения, 5) указывать на приемы и способы оформления мыслей, 6) выражать призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание,7) содержать оценку того, о чем говорится, 8) выражать экспрессивность высказывания. Вводные слова выделяются запятыми. Союз а(но) не отделяется запятой, если образует единое целое. Вводные предложения могут выделяться запятыми, а также тире и скобками(если предложения содержат добавочные замечания, пояснения, указания)
Домашнее задание (на выбор). Пользуясь материалами вывода, составить предложения, включая вводные слова(водные предложения) с различным значением и различными знаками препинания. Составить(подобрать) текст, используя материалы вывода.