Системная диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» города Холма
Тема: Системная диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Цель: Определение комплекса методик диагностики качества воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и его экспериментальное апробирование. Объект: Воспитательная система учреждения дополнительного образования детей. Предмет: Система диагностики качества воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Задачи: 1. Определить важнейшие компоненты воспитательной системы. Определить компоненты мониторинга – как системы. 2. Разработать критерии и показатели оценки ожидаемых результатов воспитательного процесса в соответствии с уровнями диагностики (компонентами воспитательной системы). 3.Определить комплекс диагностических методик. 4. Определить и обосновать нормативно – правовое, кадровое, организационное, информационное и финансовое обеспечение диагностической деятельности.
Воспитательная система: структура компонентов Концепция Субъекты Деятельность Взаимоотношения Освоенная среда Управление Из каких компонентов состоит? Воспитательная система ОУ – это взаимосвязь компонентов, регулируемых, управляемых, образующих целостность, единство.
Мониторинг как система Объекты Субъекты Критерии и показатели Методы и методики Технология Цель Мониторинг - целенаправленный, специально организованный непрерывный процесс сбора, обработки, анализа и хранения информации об основных составляющих качества образования в целях своевременного применения адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий для изменения результативности функционирования системы образовательного учреждения. (Хохлова С.П.)
Критерии и показатели Качество результата 1.Позитивный опыт деятельности и взаимоотношений 1.1.Воспитанник имеет собственные позитивные результаты в освоении образовательной программы Воспитанник переживал успех в деятельности Воспитанник проявляет активную позицию Воспитанник имеет опыт гуманных взаимоотношений в процессе образовательной деятельности в МЦДО г.Холм Качество воспитательного процесса 2.Качество воспитательного процесса 2.1. Удовлетворенность субъектов (воспитанников, родителей,) содержанием, формами деятельности и атмосферой в МЦДО г.Холм 2.2.Достижение коллектива МОУДО детей и отдельных воспитанников. 2.3.Информированность общественности о деятельности и результативности МОУДО детей Качество условий 3. Управление и ресурсообеспечение 3.1.Позитивная динамика всех видов ресурсов 3.2. Степень реализации управленческих функций
Компоненты воспитательной системы: концепция Методики: Методика «Экспертиза годового плана работы учреждения», Е.А. Тимошко Методика «Экспертиза программы развития образовательного учреждения», Е.А. Тимошко Методика «Экспертиза образовательной программы УДО», О.А. Лепнева
Компонент субъекты: личность обучающегося как результат качества организации воспитательного процесса 1.Методика «Взгляд»,Е.А. Тимошко, О.А. Лепнёва. 2.Методика «Шкала взаимоотношений», Е.А. Тимошко. 3.Методика «Экспертная оценка уровня активности на занятии в УДОД», О.А. Лепнёва. 4.Методика «Изучение активности и самочувствия учащихся в процессе и проведение общешкольного дела и в технологии коллективной творческой деятельности».О.А.Лепнёва. 5.Методика «Анализ и самоанализ деятельности отношений и взаимоотношений в малой группе»,Е. А.Тимошко. 6.Методика «Освоения навыков рукоделия в сфере «Мягкая игрушка»,педагог дополнительного образования Л.Е.Алексеева, объединение «Рукоделие». 7.Методика диагностики навыков рукоделия в объединении «Волшебство наших рук»,педагог дополнительного образования М.А.Иванова. 8.Методика «Контрольные вопросы по теоретической подготовке игры баскетбол», объединение «Баскетбол»,И.А.Барков. 9.Методика «Освоения навыков творческого мышления» в объединении «Через игру к творчеству»,М.В.Савельева. 10.Методика «Проблемные ситуации во время игры лапта»,С.А Самусевич
Компонент деятельность: качество организации воспитательного процесса Методики: 1.Методика «Взгляд»,Е.А. Тимошко, О.А. Лепнёва. 2.Методика «Достижения коллектива ЦДТ» 3.Методика «Анализ и самоанализ деятельности и взаимоотношений в малой группе, Е. А.Тимошко 4.Методика «Анализ публикаций в газете «Маяк»,Т.В. Любомирова.
Компонент взаимоотношения Методики: 1.Методика «Взгляд»,Е. А. Тимошко, О.А. Лепнёва. 2.Методика «Шкала взаимоотношений»,Е.А.Тимошко
Компонент среда: атмосфера и материально – техническое обеспечение Методики: 1.Методика «Взгляд»,Е.А.Тимошко, О.А.Лепнёва. 2.Методика «Анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в УДОД »,Е.А.Тимошко.
Компонент управление Методики: 1.Методика «Анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в УДОД»,Е.А.Тимошко 2.Методика «Оценка эффективности реализации управленческих функций», Е. А. Тимошко
Нормативно – правовое обоснование системного мониторинга Основные документы: 1.Федеральный закон «Об образовании». 2.КПМО в России 3.Областная программа развития образования до 2010г. 4.Программа развития ОУ. 5.Положение о мониторинге.
Кадровое, финансовое, информационное обеспечение мониторинга Директор Зам.директора Педагоги дополнительного образования
Организационное обеспечение мониторинга 1.График мониторинга(показатель, методика,где, когда и кем проводится) 2.Составление локального документа о проведении мониторингового среза(приказ.акт).
Управление ОЭР: обучающие семинары За данный период проведено шесть семинаров со следующей тематикой: 1.«Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждении образования: основные понятия, технология, реализация» -н /консультант, Тимошко Е.А. 2. «Методы сбора и обработки информации» -н /консультант, Тимошко Е.А. 3.«Система отношений человека как критерий благоприятного личностного развития»-н/консультант Тимошко Е.А. 4.«Системный мониторинг результативности - как фактор эффективного управления», Е.А. Тимошко 5.«О подходах к качеству дополнительного образования в федеральных нормативных документах», Бульбах Н.Н. 6.«Системная диагностика как условие повышения результативности образовательного процесса УДО», Любомирова Т.В.
Управление ОЭР: лаборатории Педагогическим коллективом проведено 3 педагогических лаборатории: 1.«Компоненты воспитательной системы, их иерархия, структурные взаимосвязи содержания.» Декабрь 2004 года 2.«Критерии и показатели оценки ожидаемых результатов в воспитательной системе МЦДО г. Холма».сентябрь 2005 года 3.«Эффективные диагностические методы как фактор управления качеством дополнительного образования» Март 2006 года
Управление ОЭР: анализ, планирование, контроль Проведено четыре педсовета со следующей тематикой: 1..«О подходах к качеству дополнительного образования в федеральных нормативных документах.» 2.«Анализ результативности учебно-воспитательного процесса в МЦДО за учебный» 3. «Утверждение Программы развития МЦДО г. Холма» 4. «Утверждение Программы эксперимента «О ходе ОЭР в МЦДО и результативности образовательной деятельности.» 5. « О результатах ОЭР в МЦДО г.Холма»
МАОУДОД «Центр дополнительного образования»г.Холма Приглашаем к сотрудничеству г.Холм,ул.Октябрьская,88 Тел