Качественный анализ результатов воспитания как условие эффективного управления воспитательным процессом. Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических технологий НРЦРО, кандидат педагогических наук, доцент Научно – практический семинар «Качество воспитания: слагаемые успеха», ноябрь 2009.
Признаки программно – целевого управления 1. Системное понимание объекта. 2. Направленность на конечный результат. 3. Комплексный анализ проблем. 4. Комплексный подход к выбору целей и средств их достижения. 5. Увязывание воедино целей и ресурсов 6. Создание для такого «увязывания» специального документа – Программы. 7. Эффективность достижения целей при рациональном использовании ресурсов. 8. Интеграция усилий субъектов управления отраслью и территорией (единство отраслевого и территориального планирования)
Составляющие качества воспитания КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ Организация анализ
Основные положения Федеральной целевой программы развития образования России ( г. г.) Цели и задачи ФЦПРО : Цели и задачи ФЦПРО : 1. Совершенствование содержания и технологий 1. Совершенствование содержания и технологий 2. Система обеспечения качества образовательных услуг 2. Система обеспечения качества образовательных услуг 3. Повышение эффективности управления 3. Повышение эффективности управления 4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования. 4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
3. Повышение эффективности управления Создание общенациональной системы оценки качества, включающую все уровни, что позволит обеспечить доступность и качество. Создание общенациональной системы оценки качества, включающую все уровни, что позволит обеспечить доступность и качество. Модели общественно – государственного управления – как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности образования. Модели общественно – государственного управления – как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности образования. Изменение организационно – правовых форм деятельности учебных заведений, что обеспечит рост экономической самостоятельности, усиление ответственности за конечный результат, повысит прозрачность финансирования. Изменение организационно – правовых форм деятельности учебных заведений, что обеспечит рост экономической самостоятельности, усиление ответственности за конечный результат, повысит прозрачность финансирования. Реорганизация действующей системы оплаты труда. Реорганизация действующей системы оплаты труда. Эффективное использование ИТК в управлении Эффективное использование ИТК в управлении
Система оценки качества образования включает : Система оценки качества образования включает : Использование многоуровневого системного моделирования, выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы ( национальный региональный, образовательного учреждения, обучающегося ); Использование многоуровневого системного моделирования, выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы ( национальный региональный, образовательного учреждения, обучающегося ); Более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели : образовательные достижения по отдельным предметам, динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам, ключевые ( внепредметные ) компетентности ( познавательные, социальные, информационные ), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе ( активная работа на уроке, внеурочная работа, пропуски занятий ), дальнейшее образование и карьера выпускника. Более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели : образовательные достижения по отдельным предметам, динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам, ключевые ( внепредметные ) компетентности ( познавательные, социальные, информационные ), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе ( активная работа на уроке, внеурочная работа, пропуски занятий ), дальнейшее образование и карьера выпускника. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований. Принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования. Принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования.
Качество организации процесса - управленческое решение на уровне образовательного учреждения Качество организации крупных общешкольных дел недостаточно высокое Информированность учащегося и родителя о возможности взаимодействия со специалистами на низком уровне Качество организации родительских собраний низкое, исполнение их решений не контролируется. Отсутствует возможность обсудить проблемы, актуальные для учащегося. Направить зам. директора по воспитательной работе на обучающий семинар «Проектирование эффективных форм и технологий воспитательной деятельности» Провести совещание при директоре по анализу причин неудовлетворительной организации проведения ключевого дела школы « День рождения школы» К …. оформить информационный стенд, отражающий полную информацию ( телефоны, адреса, ФИО специалистов – психологов, юриста, руководителя МОУО, КОО) которую могут использовать родители для обращения. Провести педагогический совет на тему « Содержание и формы организации методической работы с классными руководителями»
Какое управленческое решение было принято на основе данных областного мониторинга «Качество воспитательного процесса – 2007»? Такого нет – 21 ответ Решения связаны: Со стимулированием качества работы кадров воспитания – 8 отв. С коррекцией цели, задач, критериев на новый учебный год – 6 отв. С созданием новых структур – 1 отв. С коррекцией системообразующей деятельности ОУ – 1 отв. По данным опроса участников семинара «Организация мониторинга качества воспитания в ОУ», декабрь 2007 (36 чел. из всех районов)
Причины недостаточно высокого качества процесса - в недостаточно обеспеченных условиях! Низкий уровень компетентности руководителей ОУ, педагогов в целеполагании и прогнозе ожидаемого результата. Низкий уровень компетентности руководителей, педагогов в сборе информации о результатах, анализе результатов и сопоставлении их с поставленной целью. Недостаточно творчества в организации форм работы с результатами. Недостаточная компетентность руководителей в планировании, организации, мотивации и контроле воспитательной деятельности. Недостаточная разработанность нормативных документов для оценивания результатов воспитания в школе (положение о мониторинге, критерии, показатели, методики для оценки качества) Недостаточно работы на муниципальном уровне по повышению компетентности руководителей ОУ и педагогов по проблемам управления воспитательным процессом в школе и в классе
Качество организации процесса - управленческое решение на муниципальном уровне Разработать Программу ( концепция и механизм ее реализации) организации воспитания на муниципальном уровне Разработать необходимые нормативно – правовые основания для организации мониторинга качества воспитания на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения Обеспечить повышение компетентности руководителей ОУ и педагогов по проблемам управления воспитательным процессом в школе и в классе Направить специалиста ответственного за воспитательную работу на стажировку ( семинар, курсы ) в ресурсный центр…. Москвы и т.д.