Роль институтов развития образования в реализации федеральной образовательной политики Аверкин Владимир Николаевич, ректор Новгородского института развития образования, доктор педагогических наук, профессор
Системный кризис в Российском образовании Восстание против ЕГЭ. Признание государством критически низкого уровня зарплаты учителей. Не хватает мест в детских садах. Тупиковая ситуация с малокомплектными школами. Недостаточно высокая компетентность управленцев для автономии. Субъект Федерации без полномочий, муниципалитет – без ресурсов. Острая дискуссия по поводу стандартов и законопроекта «Об образовании» «Коллективная безответственность»
Этапы реализации образовательной политики РФ I этап. Разработка законодательной инициативы ( стратегических ориентиров и нормативных документов). II этап. Исполнение законодательной инициативы. III этап. Мониторинг и совершенствование процесса исполнения законодательной инициативы.
Разработка законодательной инициативы: традиционная практика Правообладатели законодательной инициативы разрабатывают проект и направляют в субъекты РФ для обсуждения и предложений. Законодательная и исполнительная власть субъекта РФ направляет проект в орган управления образованием для предложений. Орган управления образованием направляет предложения законодательной и исполнительной власти субъекта РФ. Законодательная и исполнительная власть субъекта РФ направляет предложения в Государственную Думу. Государственная Дума принимает Закон. Совет Федерации согласует Закон. Президент РФ подписывает Закон. Закон вступает в силу для всех ( но вызывает противостояние, не исполняется)
Разработка законодательной инициативы: модельная технология Правообладатели законодательной инициативы направляют проект в Государственную Думу. Государственная Дума направляет проект в Министерство образования для согласования. Министерство образования - изучает и подписывает проект - публикует на сайте; - направляет в субъекты РФ. Органы управления образованием субъектов РФ поручают институту повышения квалификации провести профессиональную экспертизу и общественное обсуждение проекта Закона. ИПК после обсуждения направляет предложения в органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Законодательная и исполнительная власть субъекта РФ направляет предложения в Государственную Думу, в Министерство образования, Министерство – в Государственную Думу. Государственная Дума принимает Закон Совет Федерации согласовывает. Президент РФ подписывает Закон. Публикация в СМИ. Закон вступает в силу.
Исполнение законодательной инициативы: модельный механизм Министерство образования - комментирует содержание, определяет сроки и полномочия; - выступает с инициативой перед правительством о доведении информации до законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - поручает академии повышения квалификации провести для представителей органов законодательной и исполнительной власти, ИПК ( тьюторов ) видеоконференцию по механизму реализации закона, обучить команды областных институтов. Академия повышения квалификации проводит конференцию и готовит тьюторов. ИПК ( тьюторы) обучают представителей органов законодательной и исполнительной власти муниципальных образований, заведующих МОУО, руководителей образовательных учреждений, педагогов.
Мониторинг и совершенствование процесса реализации законодательной инициативы: модель Министерство образования: - утверждает критерии и показатели; - определяет требования к субъектам РФ по процедуре и срокам исполнения Закона - формирует заказ на организацию и проведение мониторинга в субъекте РФ Субъект РФ: - определяет процедуру мониторинга, источники информации; - организует сбор, обработку, анализ данных; - готовит аналитический отчет и направляет его в Министерство образования; - разрабатывает проекты управленческих решений и методических рекомендаций по результатам мониторинга
Мониторинг и совершенствование процесса реализации законодательной инициативы: мотивация успеха Выявление лидеров. Поощрение на всех уровнях ( регион, область, муниципалитет, учреждение, педагог). Система грантов и конкурсов для лучших. Основа кадровой политики – назначение лучших. Если проявляется отрицательная динамика – кадровая ротация
Перефункционирование ИПК в ИРО ИРО - многопрофильная служба системного научно – методического сопровождения успешной реализации государственной образовательной политики в субъектах РФ. Функции: - разработка стратегии реализации образовательной политики ( «мозговой центр») - проведение научных исследований и организация опытно – экспериментальной работы ( центр проектирования ) - анализ и оценка качества образования ( аналитический центр ) - мониторинг и экспертиза реализации образовательной политики ( центр экспертизы) - обобщение и организация внедрения в массовую практику результативного инновационного опыта ( внедренческая «фирма» ) - обучение и консультирование ( центр профессиональной карьеры) - формирование общественного мнения ( дискуссионная площадка )
Роль ИРО в разработке, исполнении и мониторинге законодательной инициативы Экспертиза законодательной инициативы. Общественное обсуждение (с профессиональными и общественными объединениями, организациями, депутатскими фракциями). Научно – методическое сопровождение разработки и реализации проектов по реализации инициативы в субъекте РФ и муниципалитетах Разработка и реализация программ обучения механизму исполнения инициативы: - представителей органов законодательной и исполнительной власти муниципальных образований; - заведующих МОУО; - руководителей образовательных учреждений ; - педагогических работников. Разработка и осуществление системного мониторинга результативности исполнения инициативы.
Спасибо за внимание!