Учебные пособия: 1.К. Макконнелл, С. Брю – Экономикс II том. 2. Пиндайк, Рубинфельд – Микроэкономика. 3. Э.Долан – Рынок – микроэкономическая модель. 4. Э. Долан – Микроэкономика. 5. Д.Хайман – Современная микроэкономика: анализ и применение.
Спрос, предложение, рыночная цена. 1. Спрос, величина (объём) cпроса, кривая спроса (D), закон спроса. 2. Предложение, величина (объём) предложения, кривая предложения (S), закон предложения. 3. Рыночное равновесие, дефицит и избыточное предложение. 4. Неценовые детерминанты (факторы) спроса и предложения. Их влияние на рыночную цену.
5. Эластичность спроса по цене. 6. Эластичность спроса по доходу. 7. Перекрестная эластичность спроса. 8. Эластичность предложения.
1.Спрос это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги в данных условиях и по всем возможным ценам.
Величиной (или объёмом) спроса называется то количество товаров, за которые покупатели хотят и могут заплатить при конкретных условиях (цене, доходах и так далее).
Закон спроса: При прочих равных условиях снижение цены приведет к увеличению объема спроса.
Этот закон может быть выражен таблицей при кривой спроса, которая имеет отрицательный наклон. Изменение величины спроса под влиянием изменения цены показывается движением вдоль кривой D вверх или вниз.
Для объяснения закона спроса существуют теории: 1.Эффект дохода. 2.Эффект замещения. 3.Принцип убывающей предельной полезности.
Каждая дополнительная единица любого товара приносит всё меньшую дополнительную( маргинальную, предельную) полезность, а поэтому покупатель готов платить за неё всё меньшую цену.
Предложение - это желание и способность производителей, продавцов поставлять товары и услуги на рынок в данных условиях и по всем возможным ценам. Величиной (или объёмом) предложения называется то количество товаров, которое производители хотят и могут заплатить при данной конкретной цене и в данных условиях.
Закон предложения: При прочих равных условиях повышение цены приведет к увеличению объема предложения.
Этот закон может быть выражен таблицей или кривой предложения, которая имеет положительный наклон. Объяснение закона предложения: растущая цена даст возможность заработать больше прибыли. Изменение величины предложения под влиянием изменения цены показывается движением вдоль кривой S вверх или вниз.
3.Рыночное равновесие, дефицит и избыточное предложение. Дефицит показывает конкурирующим покупателям, что надо предлагать более высокую цену, чтобы не остаться без товара.
Растущая цена будет: 1. Побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара. 2. Вытеснять некоторых покупателей с рынка.
Избыточное предложение заставляет конкурирующих продавцов снижать цену, чтобы избавиться от излишних запасов.
Падающая цена: 1.Подсказывает фирмам, что надо сокращать ресурсы на производство данной продукции. 2.Привлечет на рынок новых покупателей.
3.Неценовые детерминанты D и S.
Спрос: 1.изменение цен на взаимозаменяющие или дополняющие товары 2. изменение доходов потребителя 3.климатические условия, смена сезонов
4. мода, вкусы, стиль 5. реклама и антиреклама 6. число покупателей на рынке 7. потребительские ожидания
Предложение: 1. изменение цен на ресурсы 2. технология 3. цены на другие товары, которые можно производить вместо данного товара
4. изменение налогов 5. число продавцов на рынке 6.ожидания производителей 7.климат для отдельных производств
Изменение D и S в одном направлении. Рост предложения приводит к уменьшению цены, а рост спроса к ее возрастанию. Новый уровень равновестной цены будет определяться тем, величина какого фактора (D или S) изменилась больше.
5.Эластичность. Эластичность – это степень реакции одной переменной величины на изменения другой. Более точно, это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
Эластичность спроса по цене или от цены. Edp Qd% P% Знак коэффициента эластичности будет всегда отрицательный и поэтому принято в данном случае его не рассматривать, брать модуль числа.
Принято считать, что если модуль коэффициента эластичности | Е d |>1, то спрос является эластичным, если | Еd |
Принято за базовое значение цены и объема спроса брать не первое и не второе значение, а их среднее арифметическое, тогда формула коэффициента приобретает следующий вид:
Объяснение формулы: Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой
продукции. Например, если снижение цены на 2% вызовет рост объема спроса на 4%, значит, спрос эластичный; а если снижение цены на 3% вызовет рост объема спроса только на 1%, то спрос неэластичный.
Два частных теоретических случая: Абсолютно эластичный спрос (Е спроса = )
2. Абсолютно неэластичный спрос (Е спроса = 0)
Как объяснить значение коэффицента эластичности? Например Е спроса =3 – это значит, что увеличение цены (или ее уменьшение) на 1% приведет к уменьшению (увеличению) количества спрашиваемого продукта на 3%.
Оценка по показателю общей выручки (правило): Если спрос эластичен, то уменьшение цены приведет к росту общей выручки, то есть изменение происходит в противоположном направлении. Если спрос неэластичен, то снижение цены приведет к уменьшению TR, то есть изменение происходит в одинаковом направлении.
Единичная эластичность: Изменение цен не изменит общую выручку.
Факторы эластичности спроса. 1. Наличие товаров заменителей (товаров субститутов). Чем больше этих товаров заменителей удовлетворяющих данную потребность человека, тем больше эластичность спроса по цене. Редкий товар не имеет заменителей (инсулин).
Для такого товара спрос будет совершенно неэластичным, а коэффициент близок к нулю. В реальности даже при потреблении инсулина в ответ на резкое повышение цены диабетики могут тщательнее соблюдать диету и потребление инсулина будет снижаться. Так как для разных товаров количество заменителей разное, то коэффициент Е d будет также различным.
2. Время приспособления к изменению цены. Обычно экономисты оценивают Е d отдельно для краткосрочного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди находят больше заменителей для товара чья цена повышается.
Доля потребительского бюджета отведенного на данный товар. Большой % повышения цен на товары, которые занимают небольшую долю бюджета, может и не повлиять существенным образом на потребление этих товаров (50%-ое повышение цены на ручки – объем спроса почти не изменился, а 50%-ое повышение цен за коммунальные услуги приведет к тому, что жильцы будут искать меньшие квартиры).
Свойства эластичности.
1. Эластичность и ценовые интервалы. Еспроса будет разной в зависимости от ценового интервала выбранного в данной таблице или на кривой спроса. Как правило, эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним углом, то есть в интервалах высоких цен эластичность спроса будет больше чем в интервалах низких цен.
2. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика, то есть наклон кривой спроса не может служить основанием для суждения об эластичности спроса. Дело в том, что наклон кривой спроса, зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, а теория эластичности рассматривает %-ое изменение Р и Q.
Эластичность спроса по доходам. Спрос на большинство товаров обычно растет, когда повышается совокупный доход потребителей. Ey Q% J%
Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение. Товары, приобретение которых расширяется по мере роста доходов называются нормальными (доброкачественными товарами) или товарами высшей категории.
При этом значения коэффициента эластичности будут разными. Например: Е J для автомобилей оценивается ~ 3,0, а на сельскохозяйственную продукцию ~ 0,2. На некоторые товары эластичность будет отрицательной. Такие товары называются товарами низшей категории. К ним относятся, например, sekond hand.
Теория перекрестной эластичности. Теория перекрестной эластичности позволяет измерить на сколько чувствителен потребительский спрос на один товар (товар А) к изменению цены какого- то другого товара (товара В). Формула перекрестной эластичности спроса имеет такой вид:
Eab Qa% Pb%
Эта теория позволяет количественно охарактеризовать явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Если Е(АВ) имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены на товар В, то товары А и В взаимозаменяемые.
Если Е(АВ) отрицательная, то товары взаимодополняющие. Например: повышение цены на фотоаппараты приведет к сокращению спроса на фотопленку.
Эластичность предложения. Если производители чувствительны на изменения цен на их товары, то предложение эластично.
Формула ценовой эластичности спроса подходит для определения степени эластичности предложения, но Q в %-ах здесь будет означать %-ое изменение количество не спрашиваемой, а предлагаемой продукции. Важнейший фактор коэффициента Е S – это фактор времени, то есть эластичность предложения зависит от того сколько времени имеется в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменения цены.
Es Qs% P%