Мониторинг воспитательного процесса
Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития»
Цель: Выявление уровня воспитанности учащихся, оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу по таким аспектам как гуманный, духовный, толерантный, креативный, трудовой.
Задачи: определение уровня воспитанности учащихся; определение уровня воспитанности учащихся; анализ аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка; анализ аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка; подготовка решений и реализация мер, направленных на совершенствование учебно- воспитательной работы, осуществляемой учителями-предметниками, классными руководителями. подготовка решений и реализация мер, направленных на совершенствование учебно- воспитательной работы, осуществляемой учителями-предметниками, классными руководителями.
Понятие мониторинга качества воспитания планомерное диагностическое отслеживание воспитательного процесса в режиме реального времени, непрерывного обновления информационного ресурса, обеспечивающего оперативное принятие адекватных решений. планомерное диагностическое отслеживание воспитательного процесса в режиме реального времени, непрерывного обновления информационного ресурса, обеспечивающего оперативное принятие адекватных решений. система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса. система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.
Воспитанность Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях.
В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Объект мониторинга Учащиеся 5-х классов КСОШ 4 Учащиеся 5-х классов КСОШ 4
Методическая стратегия исследования анкетный опросник анкетный опросник
Аспекты уровня воспитанности учащихся гуманный гуманный духовный духовный коммуникативный коммуникативный толерантный толерантный креативный креативный трудовой трудовой
Креативный (творческий) «Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)»(да-5, хочу-3, не посещаю и не хочу-0); «Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)»(да-5, хочу-3, не посещаю и не хочу-0); «Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать ее более уютной?»(уже украсил-5, хочу, но не позволяют родители-3, не хочу-0); «Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать ее более уютной?»(уже украсил-5, хочу, но не позволяют родители-3, не хочу-0); «В свободное время ты пошел бы…»(музей, библиотека, секция, кружки и т.д.-5, гулять-3, не связано с творчеством-0); «В свободное время ты пошел бы…»(музей, библиотека, секция, кружки и т.д.-5, гулять-3, не связано с творчеством-0); «Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?»(есть-5, многие нравятся, конкретно не выделяет- 3, нет-0); «Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?»(есть-5, многие нравятся, конкретно не выделяет- 3, нет-0); «Нравится тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживания героев?»(да-5, иногда-3, нет-0); «Нравится тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживания героев?»(да-5, иногда-3, нет-0);
Гуманный «Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:…»(окажешь помощь-5, посочувствуешь-3, тебе безразлично-0) ; «Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:…»(окажешь помощь-5, посочувствуешь-3, тебе безразлично-0) ; «Затраты на больных и инвалидов – пустая трата денег?»(да-0, сомневаюсь-3, нет-5); «Затраты на больных и инвалидов – пустая трата денег?»(да-0, сомневаюсь-3, нет-5); «К тебе обращается ребёнок – инвалид с вопросом:» :…»(окажешь помощь-5, посочувствуешь-3, тебе безразлично-0) «К тебе обращается ребёнок – инвалид с вопросом:» :…»(окажешь помощь-5, посочувствуешь-3, тебе безразлично-0) «Тебя просят послать книги в детский дом, что ты сделаешь?»(обязательно отправлю и привлеку друзей-5, отправлю-3, не отправлю-0) «Тебя просят послать книги в детский дом, что ты сделаешь?»(обязательно отправлю и привлеку друзей-5, отправлю-3, не отправлю-0) «Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(-ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?»(выясню причину, попытаюсь помочь-5, выясню причину-3, не обращу внимания-0) «Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(-ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?»(выясню причину, попытаюсь помочь-5, выясню причину-3, не обращу внимания-0)
Коммуникативный «Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии» (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии» (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Вызывает ли у тебя трудность выступление перед большой аудиторией?»;((всегда-0, иногда-3, нет-5) «Вызывает ли у тебя трудность выступление перед большой аудиторией?»;((всегда-0, иногда-3, нет-5) «Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?»; (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?»; (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Можешь ли ты организовать игру, работу в коллективе?»; (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Можешь ли ты организовать игру, работу в коллективе?»; (всегда-5, иногда-3, нет-0) «Вашему классу поручили дело – посадить дерево около школы, твои действия?».(сам организую-5, иду со всеми- 3, не пойду-0) «Вашему классу поручили дело – посадить дерево около школы, твои действия?».(сам организую-5, иду со всеми- 3, не пойду-0)
Духовный «Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо поручение, но у тебя возникают затруднения, то ты:» (попытаюсь выполнить-5, предупрежу, что не могу выполнить-3, не выполню-0); «Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо поручение, но у тебя возникают затруднения, то ты:» (попытаюсь выполнить-5, предупрежу, что не могу выполнить-3, не выполню-0); «Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты…»(относишься с пониманием-5, обижаешься-3, устроишь истерику-0); «Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты…»(относишься с пониманием-5, обижаешься-3, устроишь истерику-0); «Как ты ведешь себя при посторонних людях в общественных местах?» (не привлекаю лишнего внимания-5, пытаюсь общаться с незнакомыми людьми-3, настойчиво требую внимания-0) «Как ты ведешь себя при посторонних людях в общественных местах?» (не привлекаю лишнего внимания-5, пытаюсь общаться с незнакомыми людьми-3, настойчиво требую внимания-0) «Учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым…» (попытаюсь, обращусь за помощью-5, попробую, а потом откажусь-3, откажусь не пробуя-0); «Учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым…» (попытаюсь, обращусь за помощью-5, попробую, а потом откажусь-3, откажусь не пробуя-0); «Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведет себя по отношению к тебе, то ты…» (поговорю с другом-5, выслушаю, но ничего не буду выяснять-3, поссорюсь с другом-0) ; «Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведет себя по отношению к тебе, то ты…» (поговорю с другом-5, выслушаю, но ничего не буду выяснять-3, поссорюсь с другом-0) ;
Толерантный «Культура России богата потому, что Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение абсолютно верным…»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Культура России богата потому, что Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение абсолютно верным…»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся…»(познакомился, проявил интерес-5, проигнорировал-3, отнесся настороженно-0); Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся…»(познакомился, проявил интерес-5, проигнорировал-3, отнесся настороженно-0); «Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры…»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры…»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Одноклассник пришел к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0); «Одноклассник пришел к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?»(да-5, сомневаюсь-3, нет-0);
Трудовой «Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?»(да- 5,иногда-3, нет-0); «Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?»(да- 5,иногда-3, нет-0); «Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты…»(прилагаешь все усилия самостоятельно-5, обращусь за помощью-3, смирюсь с ситуацией-0) ; «Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты…»(прилагаешь все усилия самостоятельно-5, обращусь за помощью-3, смирюсь с ситуацией-0) ; «Доводишь ли ты любое дело до конца?»(да-5,иногда-3, нет-0);; «Доводишь ли ты любое дело до конца?»(да-5,иногда-3, нет-0);; «Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовится угощение), то ты…»(помогаю без просьбы-5, окажу помощь, если попросят-3, займусь своими делами (погуляю, посмотрю телевизор и т. д.)-0); «Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовится угощение), то ты…»(помогаю без просьбы-5, окажу помощь, если попросят-3, займусь своими делами (погуляю, посмотрю телевизор и т. д.)-0); «Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?» (включусь в работу-5, буду ждать, пока попросят-3, пойду домой-0) «Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?» (включусь в работу-5, буду ждать, пока попросят-3, пойду домой-0)
Ранжирование аспектов Уровень воспитанности учащихся оценивался по количеству набранных баллов в ходе ответа на анкетный опросник, в рамках исследования выделялось три уровня воспитанности учащихся: низкий, средний, высокий. Уровень воспитанности учащихся оценивался по количеству набранных баллов в ходе ответа на анкетный опросник, в рамках исследования выделялось три уровня воспитанности учащихся: низкий, средний, высокий. Высокий уровень- от 20 до 25 баллов Высокий уровень- от 20 до 25 баллов Средний уровень- от 10 до 19 баллов Средний уровень- от 10 до 19 баллов Низкий уровень- от 0 до 9 баллов Низкий уровень- от 0 до 9 баллов
Результаты исследования Принимало участие- 39 человек Принимало участие- 39 человек
Индивидуальные результаты
Выводы исследования Выявлены индивидуальные особенности детей Выявлены индивидуальные особенности детей Проблемы, требующие решения: Проблемы, требующие решения: 1. Проблема адаптации в новом коллективе учащихся, педагогов и родителей. 2. Проблема сохранения психического и психологического здоровья ребенка. 3. Проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Рекомендации по решению проблем Для решения проблем адаптации учащихся и родителей в новых условиях необходимо проведение совместных досуговых развлекательных и спортивных мероприятий, выездов и.т.п. При проведении мероприятий с детьми лет необходимо помнить о том, что основной формой проведения тех или иных дел должны быть соревнования и игра. Для того чтобы пятиклассники более легко пережили период адаптации в пятом классе необходимо направить их деятельность на удовлетворение гуманных и трудовых компетенций, например, предложить и поддержать шефские акции в классе у своего учителя начальной школы. Необходимо также организовать работу родительского всеобуча, в рамках которого необходимо добиться тесного сотрудничества и взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников и родителей. Для решения проблем адаптации учащихся и родителей в новых условиях необходимо проведение совместных досуговых развлекательных и спортивных мероприятий, выездов и.т.п. При проведении мероприятий с детьми лет необходимо помнить о том, что основной формой проведения тех или иных дел должны быть соревнования и игра. Для того чтобы пятиклассники более легко пережили период адаптации в пятом классе необходимо направить их деятельность на удовлетворение гуманных и трудовых компетенций, например, предложить и поддержать шефские акции в классе у своего учителя начальной школы. Необходимо также организовать работу родительского всеобуча, в рамках которого необходимо добиться тесного сотрудничества и взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников и родителей. Для решения проблем сохранения физического, психического и психологического здоровья учащихся необходимо активизировать работу психолого-педагогической службы, в рамках психолого-педагогической работы с учащимися пятых классов необходима полная диагностика и составление психологических портретов классных коллективов. В начале учебного года для педагогов, работающих в пятых классах необходимо проведение педагогических консилиумов, для знакомства с результатами психолого-педагогической диагностики учащихся, обмена первыми впечатлениями о работе с пятиклассниками, выявления проблем в обучении и поведении учащихся, корректировки планов воспитательной работы классов, школы с учетом возникших проблем. Для решения проблем сохранения физического, психического и психологического здоровья учащихся необходимо активизировать работу психолого-педагогической службы, в рамках психолого-педагогической работы с учащимися пятых классов необходима полная диагностика и составление психологических портретов классных коллективов. В начале учебного года для педагогов, работающих в пятых классах необходимо проведение педагогических консилиумов, для знакомства с результатами психолого-педагогической диагностики учащихся, обмена первыми впечатлениями о работе с пятиклассниками, выявления проблем в обучении и поведении учащихся, корректировки планов воспитательной работы классов, школы с учетом возникших проблем.