Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос и совокупное предложение. 1.Совокупный спрос (AD)1.Совокупный спрос (AD) Эффект процентной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Advertisements

1. Совокупный спрос и его составляющие 2. Совокупное предложение и его факторы 3. Равновесие на рынке благ и его измерение Макроэкономическое равновесие:
Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
Совокупный спрос Совокупное предложение Т.2. Равновесие на товарном рынке.
Тема 2: Макроэкономическое равновесие, потребление, сбережения, инвестиции Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Совместное равновесие рынков благ и денег... Свойства совместного равновесия: единственность Существует единственное сочетание значений величины национального.
ТЕМА 9 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.
ТЕМА 7. Макромодель совместного равновесия на рынках благ и денег (модель IS-LM) 7.1. Условия совместного равновесия 7.2. Взаимодействие рынков благ и.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) Если достигнут потенциальный ВВП, рост спроса приведет.
Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. (2 часа) План: 1.Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 2.Совокупное.
Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса Подготовили студентки 2 курса ЭФ группы Э-121 Б Величко Юлия Миненко Светлана.
Транксрипт:

Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос и совокупное предложение. 1.Совокупный спрос (AD)1.Совокупный спрос (AD) Эффект процентной ставки Эффект Богатства (реальных кассовых остатков)Эффект Богатства (реальных кассовых остатков) Эффект импортных закупок Неценовые факторы ADНеценовые факторы AD 2.Совокупное предложение (AS)2.Совокупное предложение (AS) 3.Рыночное равновесие3.Рыночное равновесие Эффект храповика Смещение кривой ASСмещение кривой AS

Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего равновесного количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются агрегатами (совокупностями). В микроэкономике рассматриваются кривые D и S для отдельных товаров. Но с помощью модели D и S нельзя ответить на вопросы: Почему изменяется общий уровень цен? Почему изменяется реальный объем национального производства? Необходимо объединить (агрегировать) отдельные рынки в единый общий рынок.

1.Совокупный спрос (AD) AD – это модель, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и уровнем национального производства, который покупатели готовы купить.

Однако отрицательный наклон кривой AD нельзя объяснить эффектом дохода и эффектом замещения, как в микроэкономической модели AD- AS. Когда мы движемся вниз по кривой AD, то падают все цены в целом. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар стал дешевле по сравнению с другим) не подходит. Эффект дохода подразумевает постоянный номинальный доход потребителя. Но в модели AD- ASвысокие цены товаров вернутся более высокими доходами поставщиков ресурсов. Объяснить форму кривой AD можно с помощью следующих теорий: Эффект процентной ставки Эффект богатства Эффект импортных закупок

Эффект процентной ставки Пусть объем денежной массы в экономике остается постоянным. Тогда если уровень цен растет, для сделок надо больше денег - растет цена за пользование деньгами (процент), следовательно, домашние хозяйства и фирмы сокращают расходы.

Эффект Богатства (реальных кассовых остатков) При росте уровня цен падает реальная стоимость накопленных финансовых активов с фиксированной денежной стоимостью (срочные счета, облигации), следовательно, население стало реально беднее, увеличиваются сбережения S и падает потребление C. При снижении уровня цен реальное богатство возрастает, следовательно, растет потребление C, снижаются сбережения S.

Эффект импортных закупок Если уровень цен вырастет по сравнению с мировым, то покупатели будут предпочитать импортные товары отечественным, а экспорт снизится. Т.о. упадет чистый экспорт Xn. Если уровень внутренних цен падает по сравнению с мировыми, то Xn вырастет.

Неценовые факторы AD Изменение уровня цен реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую AD вправо или влево.

Таблица 1 Неценовые факторы совокупного спроса: рычаги, смещающие кривую совокупного спроса

2.Совокупное предложение (AS) AS показывает реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи, т.о. зависимость между уровнем цен и объемом национального производства является прямой.

Рисунок 2 Совокупное предложение

Форма кривой совокупного предложения зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции – а потому и с ценами, которые должны позволить предприятиям покрыть расходы и получить прибыль. Кейсианский отрезок кривой (1) горизонтален, потому что при значительной безработице можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен. На промежутке отрезка (2), когда в производстве появляются узкие места и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому на отрезке при расширении реального объема национального производства должны повышаться цены. Классический отрезок (3) соответствует состоянию полной занятости; реальный объем национального производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса уровень цен поднимается.

Кривая совокупного предложения может изменять свое положение на графике под действием неценовых факторов, определяющих издержки на единицу продукции ( см. табл.). Уменьшение совокупного предложения характеризуется смещением кривой совокупного предложения влево и вверх, AS 2 AS 1, т.е.сокращением максимального объема производства, ограниченного классическим отрезком, и повышением минимального уровня цен, ограниченного кейнсианским отрезком. Увеличение совокупного предложения определяется смещением вправо и вниз AS 1 AS 2,т.е ростом максимального объема производства и снижением минимального уровня цен.

Изменение положения совокупного предложения под действием неценовых факторов

Таблица 2 Неценовые факторы, смещающие кривую совокупного предложения 1. Изменения цен на ресурсы 2. Изменение в производительности 3.Изменения правовых норм a)Наличие внутренних ресурсов Земля Трудовые ресурсы Капитал Предпринимательские способности b)Цены на импортные ресурсы c)Господство на рынке a)Налоги на бизнес и субсидии b)Государственное регулирование

3.Рыночное равновесие

Пересечение кривых AD и AS дает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. (обозначим их Pe и Qe). Рассмотрим смещение кривых AD и AS. Предположим, под влиянием неценовых факторов (см. таблицу) увеличился AD. Последствия этого увеличения зависят от того, в каком состоянии находится в данный момент экономика.

Если экономика в состоянии спада, что соответствует кейнсианскому (1) отрезку AS, то увеличение AD приведет к расширению реального объема национального производства и занятости без повышения цен. Если экономика уже близко подходит к состоянию полной занятости (2), то рост AD приводит к росту национального объема производства вместе с ростом цен. Если экономика находится в состоянии полной занятости (3), то рост AD окажет влияние только на уровень цен, повышая его от P1 до P2. Повышение цен, как на промежуточном, так и на классическом отрезках AS под влиянием роста AD называется инфляцией спроса.

Смещение кривых AS и AD под влиянием неценовых факторов. Зависимость от того, в каком состоянии находится экономика

Эффект храповика Если AD уменьшается под влиянием, каких – либо неценовых факторов, то согласно простой модели AD-AS на кейнсианским отрезке объем производства падает, а цены const; на промежуточном отрезке объем производства падает и цены тоже, на классическом отрезке цены снижаются, а объем производства const. На самом деле движение от AD до AD на рис. Может не восстановить равновесие, по крайней мере, в течение короткого времени. Дело в том, что цены, как на ресурсы, так и на товары «негибки» в сторону понижения.

Эффект храповика

Экономисты дали название этому явлению «эффект храповика» (храповик-механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). На графике модели AD – AS это можно показать как сдвиг кейнсианского отрезка вверх от уровня цен P 1 к уровню P 2.

Почему цены в экономике негибки в сторону понижения? 1.Зарплата, составляющая значительную часть общих издержек производства, не может быть сокращена в коротком промежутке времени из –за профсоюзов, коллективных договоров. 2.Предприниматели сами могут не захотеть уменьшения ставок зарплат из - -за негативного влияния данного шага на производительность труда; из-за боязни потерять квалифицированных рабочих 3.Законы о минимальной зарплате не позволяют уменьшать зарплату и для неквалифицированных рабочих. 4.Монопольная власть многих фирм позволяет при снижении AD не снижать цен, в качестве альтернативного шага выбирается скорее сокращение производства и занятости.

Смещение кривой AS Предположим, резко возросли цены на сырьевые ресурсы (как было в 70-х годах в результате действий ОПЕК) Кривая AS смещается влево, что сопровождается ростом цен (т.е. развивается инфляция со стороны предложения) и уменьшением реального объема национального производства (см.рис.7 ), такое явление называется стагфляция

Стагфляция

Смещение кривой совокупного предложения вправо из AS 1 до AS 3 приведет к увеличению реального объема национального производства и уменьшению уровня цен. Это смещение кривой AS вправо означает экономический рост.