Правила композиции Тема 12. Теория
Следует рассмотреть Следующие правила: –Уместность элементов; –Простота решения; –Равновесие компоновки Симметрия \ асимметрия; антисимметрия –Гармония; –Пропорциональность.
Уместность элементов Из принципа единства стиля следует уместность, которой следует руководствоваться при выборе элементов для компоновки. Удачные сами по себе рисунок или декоративный элемент могут быть неуместными в данной конкретной композиции.
Важная мысль Уместность исходит, прежде всего, из назначения графического произведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта), а также самой компоновки.
Условия уместности Для официального документа уместны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для рекламного буклета вполне допустимо цветовое буйство. Выбор шрифта и его разнообразие также требуют учёта цели документа и его аудитории: классическое литературное произведение набирается одним из проверенных шрифтов, а визитка экстравагантного заказчика может быть оформлена самыми невероятными шрифтами.
Простота решения Дизайн графического листа должен быть "прозрачен", то есть зрителю умело преподносится содержание, а не обилие технических приёмов. Особенно это касается цвета и шрифта. Всякое выделение действенно, если оно решается единственным способом. Множество способов выделения дезориентирует зрителя и также взаимно гасит друг друга.
Равновесие компоновки Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет "визуальный вес", который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения. Соотношение этих элементов по горизонтальной линии, как правило, желательно иметь одинаковым ("равновесным"). Активное темное пятно уравновешивается большим белым пространством, цветной элемент может поддержать полоса набора светлым шрифтом и т.д.
Симметрия \ асимметрия Симметрия – определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия – полное нарушение симметрии; повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов или поворота.
Примеры явления
Типы симметрии Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная симметрия. Самый простой случай - симметрия двух плоскостей, но зеркальных плоскостей может быть и больше. Другой тип симметрии - осевая, симметрия поворота. Если поворачивать простой геометрический рисунок вокруг вертикальной оси, которая перпендикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой симметрией. Еще один тип симметрии – перенос. В этом случае предметы расположены на равном расстоянии вдоль прямой оси.
Объемная симметрия Как правило, осевая (еловая шишка, Останкинская телебашня), но она может быть и более сложной формы. Очень выразительна винтовая симметрия, когда элементы переносятся вдоль оси с поворотом, например, расположение цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы.
Антисимметрия Симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют как сильное средство для усиления выразительности. Антисимметричные композиции часто имеют символическое звучание: символ "Инь-Янь", маска со смеющейся и плачущей половинами лица и т. п. При этом очень важно соблюсти равновесие формы.
Гармония Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность, равновесие – все эти категории образуют гармонию. Гармония осуществляет связь между всеми элементами вашей работы, примиряет форму и содержание, предмет и пространство, сводя все воедино. Гармония – это эстетическая категория, eё нельзя сводить только к понятиям пропорции, симметрии и другим. Гармония включает в себя личностное, ваше отношение к своей работе. Если вам неприятно то, что вы создаете – это так или иначе отразиться в том, что вы создаете.
Пропорциональность 1. это воплощение художественного замысла, когда каждый элемент занимает свое соразмерное место и работает на общую идею. 2. это четкость замысла, точность исполнения и ясность восприятия.
Суть правила положение и масштаб каждого элемента, каждой группы элементов, каждой области на листе диктуется его значением для документа в целом или его ролью в структуре "контраст-нюанс-ритм". Достижение требуемой пропорциональности – это конечный этап работы над графическим документом. И показателем пропорциональности является ситуация, когда нельзя изменить размер или положение ни одного элемента, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов.
Спасибо