Стратегии развития отечественного фармпроизводителя Абраменко Л.П. к. ф. н., Заместитель Генерального директора RMBC Апрель 2007
РОССИЯ: Перспективный рынок, на котором трудно работать отечественному производителю R00054
3 За последние семь лет фармацевтический рынок вырос почти в 4,5 раза (динамика рынка РФ в конечных ценах, $) ДЛО Введение НДС Кризис 1998 г. Введение сертификации Источник: «Розничный аудит в РФ», ДЛО «Анализ больничных закупок в РФ», RMBC R00068
4 Российский фармацевтический рынок в гг. Источник: «Розничный аудит в РФ», ДЛО «Анализ больничных закупок в РФ», RMBC R00069
5 Ценовая сегментация российского фармацевтического рынка: падение доли дешевых лекарств В натуральных показателях В стоимостном выражении Источник: «Розничный аудит в РФ», ДЛО «Анализ больничных закупок в РФ», RMBC R00070
6 Прогноз развития российского фармацевтического рынка (объем, млрд. долл., конечные цены) Источник: RMBC R00071
7 Объем Фармацевтического рынка – 10,9 Млрд. долл.* (цены конечного потребления) Уровень потребления ГЛС на душу населения - 76 долл. (цены конечного потребления) Средняя стоимость упаковки ГЛС – 2,3 долл. (цены конечного потребления) Доля иностранных производителей – 78% (в денежном выражении) * Включая сегмент ДЛО – 2,7 Млрд. долл. (поставлено в рамках программы, региональные цены) Несмотря на позитивный фон, российские производители теряют рынок Источник: «Розничный аудит в РФ», ДЛО «Анализ больничных закупок в РФ», RMBC, R00072
8 Объем базового периода (1999 г.) принят за единицу Даже самые динамичные российские фармпроизводители растут умеренными темпами (динамика оборота «Нижфарм») R00073 Источник: RMBC,
9 Вывод препарата на рынок в период гг. Источник: «Розничный аудит в РФ», ДЛО «Анализ больничных закупок в РФ», RMBC R00082
10 Динамичное развитие на рынке БАД Динамика роста оборота «Эвалар» (млн. руб.) * Прогноз Источник: официальные сведения «Эвалар» R00074
До 2002 г. ассортимент продукции не включал патентованные препараты и бренд-дженерики Ставка на новые МНН-дженерики не оправдалась. В условиях острой ценовой конкуренции их выпуск оказался на грани или ниже грани рентабельности Недостаточно эффективные команды медицинских представителей и отделы маркетинга до гг. Основные факторы, обусловившие отставание отечественных производителей R00075
Российские производители: рынок ограничивает выбор стратегий R00076
R00082 Рост прибыли и капитализации Привлекательность для инвестиций Устойчивое развитие на основе инноваций Интеграция в мировую фарминдустрию Обеспечение системы здравоохранения доступными и эффективными лекарственными средствами Цели российского фармпроизводителя
14 Основные возможные стратегии крупного российского фармпроизводителя 1.Стратегия снятия сливок 2.Нишевая стратегия 3.Стратегия агрессивного роста R00077
15 СУТЬ СТРАТЕГИИ: В силу повышенной отраслевой рискованности производства ЛС в России следует избегать значительных вложений, в то же время эффективно использовать благоприятную конъюнктуру и сложившиеся лидерские позиции на рынке Стратегия снятия сливок R00078
16 СУТЬ СТРАТЕГИИ: a)деление ассортимента на продвигаемые и непродвигаемые позиции b)сосредоточение финансирования на продвигаемых позициях, т.е. оригинальных препаратах и бренд-дженериках; ввод в ассортимент новых препаратов этого типа c)постепенный вывод из ассортимента низкорентабельных позиций d)интенсификация усилий по переводу на GMP и общему повышению качества e)резкое усиление маркетинговой активности с преимущественными акцентами на рекламу и развитие штата медпредставителей f)общее улучшение управляемости компании g)общее улучшение инвестиционной привлекательности и, в частности, за счет большей прозрачности деятельности компании Стратегия открывает путь ко всем основным возможностям финансирования развития: (1)самофинансированию, (2)IPO, (3)поиску стратегического инвестора. ВЫВОД: Стратегия представляет собой наиболее взвешенную по соотношению «возможности/риски» линию поведения. Опираясь на традиционные конкурентные преимущества отечественных производителей, она нацелена на их лучшую реализацию. Нишевая стратегия R00079
17 В рамках данной стратегии оптимальным является выведение на биржу пакета акций, заметно меньшего, чем блокирующий. ВЫВОД: Стратегия одновременно повышает как возможности, так и риски, встающие перед отечественным производителем. На ОТС-рынке наиболее велики шансы препаратов с элементами оригинальности. Серьезный выигрыш потенциально может дать также вторжение на рынок БАД. Рост рисков обусловлен: а) недостатком у отечественных производителей опыта активной работы на безрецептурном рынке б) высокой затратностью работы на ОТС-рынке. Стратегия агрессивного роста R00080
1.СТРАТЕГИЯ СНЯТИЯ СЛИВОК комбинирование с нишевой стратегией 2.НИШЕВАЯ СТРАТЕГИЯ поиск быстрорастущих сегментов с приемлемыми параметрами конкурентной среды оценка динамики развития и прогноз существующих сегментов бенчмаркинг развитие сети медпредставителей разработка схемы выбора ЛС для включения в портфель/вывода из портфеля 3.СТРАТЕГИЯ АГРЕССИВНОГО РОСТА поиск быстрорастущих сегментов поиск неудовлетворенной потребности на рынке формирование уникального товарного предложения (УТП) анализ сильных и слабых сторон концентрация усилий и устранение недостатков компании наиболее полное и своевременное использование преимуществ компании Основные возможные стратегии крупного российского фармпроизводителя R00081
19 R00027