The market Российский фармрынок в гг. Испытание на прочность Николай Демидов Генеральный директор «Фармэксперт» 16я международная выставка «Аптека», конференция РАФМ, 30 ноября 2009
Рынок в цифрах в 1-3 кв г.
Вопросы и вызовы рынка ОТС препаратов в 2009 году Вопросы и дилеммы как поведет себя потребитель в условиях кризиса какие каналы продвижения и в каком объеме выбрать, при этом не нарушив баланс бюджета как управлять остатками товара на складах дистрибуторов и аптечных сетей, а также розничной ценой (!) 2010 – год для нового роста? Ожидания ОТС в супермаркетах – будет как на Западе? новое ценовое регулирование – угроза для Rx-бизнеса и/или новые возможности для роста ОТС? новые поправки к закону о рекламе – рынок замер в нервном ожидании
Рынок ОТС препаратов в январе-октябре гг. объем продаж в рублях, в USD, в натуральном выражении Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г. Стоимостной объем, млрд. рублейНатуральный объем. млн. уп. Стоимостной объем, млрд. USD ,5% +28%+35,6% -2,6%
Стоимостной объем, млрд. руб./прирост к уровню прошлого года, % Рынок безрецептурных препаратов (ОТС), 1-3 кв ,6% 32,5% +22,9% Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
Средняя цена за упаковку ОТС ЛС в РФ в гг (рубли, цены потребителя, розничный рынок) Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
Рост средней цены за упаковку ОТС ЛС в РФ в гг (%, рубли, цены потребителя, розничный рынок) Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
ТОР-10 корпораций в январе-октябре 2009 года, доля рынка и темпы прироста продаж Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г. Доля рынка, % 2,28% 2,37% 2,68% 2,7% 3,7% 4,12% 4,2% 4,3% 4,32% 8,8% в среднем ТОР-10 (доля рынка - 39,5%) выросли на 35,4% без учета прироста по компании Bayer Healthcare (причина лидерства по приросту – поглощение ОТС игрока Sagmel ) - 32% «рублей» рост показали все ТОР-10 компаний, долларовый – только 6; лидер сегмента, «Фармстандарт», показал относительно невысокие темпы роста – 19,5%, тем не менее сохранил уверенное лидерство по доле рынка 32%
ТОР-10 корпораций в январе-октябре 2009 года, по темпам роста продаж (среди тор-50 по продажам) Доля рынка, % 1,1% 3,7% 1,6% 2,4% 1,6% 0,75% 0,79% 0,87% 1,28% 0,58% Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
ТОР-10 АТС-групп в январе-октябре 2009 года, доля рынка и темпы прироста продаж Доля рынка, % 5,9% 4,3% 4,1% 4% 3,9% 3,4% 3,35% 3,22% 2,97% 2,74% Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
ТОР-10 АТС-групп в январе-октябре 2009 года, по приросту продаж в натуральном выражении (среди ТОР-50 по продажам) Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
ТОР-10 АТС-групп в январе-октябре 2009 года, по темпам роста продаж в стоимостном выражении (среди тор-50 по продажам) Доля рынка, % 0,6% 0,58% 0,7% 0,71% 0,77% 0,63% 1,27% 0,82% 1,15% 1,47% Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
Ценовой коэффициент 0,35 0,88 0,45 -2,2 1,64 1,49 0,66 0,45 0,19 0,35 ТОР-10 АТС-групп в январе-октябре 2009 года, по темпам роста продаж в натуральном выражении (среди тор-50 по продажам) Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
ТОП 10 торговых марок на розничном рынке в январе-октябре гг. (цены потребителя) 2009г (январь – октябрь)2008г (январь – октябрь) ТМ MS, % от РУБ MS, % от УПАК ТМ MS, % от РУБ MS, % от УПАК АРБИДОЛ2,760,85АРБИДОЛ2,810,79 ЭССЕНЦИАЛЕ1,470,25ЛИНЕКС1,620,34 ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ1,440,32ПЕНТАЛГИН1,490,90 ПЕНТАЛГИН1,390,96ТЕРАФЛЮ1,460,44 ЛИНЕКС1,390,31ВИТРУМ1,390,26 ТЕРАФЛЮ1,380,53ЭССЕНЦИАЛЕ1,370,25 МЕЗИМ ФОРТЕ1,210,77ТЕРПИНКОД1,200,38 НУРОФЕН1,180,65МЕЗИМ ФОРТЕ1,140,83 ВИТРУМ1,180,21ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ1,190,21 АНАФЕРОН1,130,52НО-ШПА0,960,56 Источник: Мониторинг розничных продаж в России в январе-октябре 2009 г.
Прогноз роста ОТС рынка в России (цены потребителя, млрд. рублей) +26% +15% усредненный прогноз для рынка со среднегодовым отклонением валютного курса не более +/-5%