Пути развития российской аптечной системы Н. Беспалов, руководитель отдела рейтинговых проектов ЦМИ «Фармэксперт »
5,5 млрд $ + 18% 6,35 млрд $ + 15,5 % 8,4 млрд $ + 32 % 10,7 млрд $ +27,4 % +7% +20% +78,5% Объем программы ДЛО = принятые к оплате рецепты за 2006 год Объем российского фармацевтического рынка в гг. (млрд. долл. США, цены потребителя с учётом НДС) Расчеты ЦМИ «Фармэксперт»
Инфраструктура розничного фармацевтического рынка России в 2003 – 2006 гг., тыс. ед.
*прогноз Расчеты ЦМИ «Фармэксперт» Доля аптечных сетей на розничном рынке в стоимостном выражении Объединение государственных аптек Ускорение процессов консолидации
Основные силы, влияющие на структуру розничного фармацевтического рынка России ДИСТРИБЬЮТОРЫ ГОСУДАРСТВО ИНВЕСТОРЫ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ МЕЛКИЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
ГОСУДАРСТВО Крупнейшие по обороту государственные аптечные сети в 2006 г.
ДИСТРИБЬЮТОРЫ Аптечные сети интегрированные в структуру фармацевтических дистрибьюторов Протек О3О3 Ригла РостаРадуга Биотэк КатренЕрмак Аптека ХолдингМоя любимая аптека МоронСтарый лекарь 15 ГенезисПервая помощь
ИНВЕСТОРЫ Инвесторы в структуре розничного сектора российского фарм. рынка - В ожидании выхода на рынок крупных иностранных игроков владельцы аптечных сетей будут заинтересованы в дополнительных инвестициях в предприятия, активном росте, региональной экспансии - Можно прогнозировать увеличение активности фармацевтических компаний на финансовом рынке, активный рост без привлечения дополнительных средств не возможен - В ближайшие 3-4 года интерес к отрасли будут проявлять как стратегические, так и портфельные инвесторы - Возможен рост интереса западных портфельных инвесторов к российскому розничному рынку
ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ Европейцы Американцы в России пока не представлены участвует в тендерах на покупку аптечных сетей развивает аптечную сеть, участвует в тендерах на покупку аптечных сетей развивает аптечную сеть «Радуга» Интересы крупных иностранных компаний в России
МЕЛКИЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС Перспективы развития отдельных аптечных учреждений Угрозы - Специализация по ассортиментному принципу - Географическая доступность - Покупка франшизы крупной аптечной сети - Эмоциональный маркетинг - Индивидуальный подход к клиенту - Быстрое реагирование на запрос рынка - Поглощение более сильными игроками - Ценовая конкуренция с аптечными сетями - Финансовая неустойчивость - Введение законодательных ограничений Возможности