В.В.Гаевский, Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации 20 Февраля 2013 г., Красногорск Об итогах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год
Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации 2020 Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации 2020 Схема расселения на территории РФ Схема расселения на территории РФ Стратегия регионального развития РФ Стратегия регионального развития РФ Схемы территориального планирования РФ (6) Схемы территориального планирования субъектов РФ (83) Документы территориального планирования МО (22829) Госпрограммы,ФЦП, ВЦП (41) Региональные целевые программы Целевые программы МО Целевые программы МО Стратегии ФО (макрорегионов) (8) Стратегии субъектов (83) Планы (стратегии) социально-экономического развития МО Бюджетная стратегия РФ Стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы (более 60) Бюджет РФ Единая система стратегического и территориального планирования 2
Фактически разработанные документы стратегического планирования Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года утверждены порядка 60 долгосрочных стратегий и концепций развития отраслей и отдельных сфер экономики; утверждены долгосрочные стратегии развития всех 8 федеральных округов На федеральном уровне: разработаны стратегии социально-экономического развития всех 83 субъектов Российской Федерации, из них утверждены – 73; На региональном уровне: большинство городов с населением свыше 100 тыс.человек (по данным Росстата их 164) имеют долгосрочные стратегии и программы развития. На муниципальном уровне: 3
Законопроект «О государственном стратегическом планировании» Уровень РФ генеральная схема расселения на территории Российской Федерации (статья 29); стратегия регионального развития Российской Федерации на долгосрочный период (статья 22); схемы территориального планирования Российской Федерации (статья 27); стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий (статья 24) Уровень субъекта РФ стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (статья 32); схема расселения на территории субъекта Российской Федерации (статья 37); схема территориального планирования субъекта Российской Федерации (статья 34); программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (статья 35) Предусмотренные документы регионального развития 4
Назначение территориального планирования 1. инструмент обеспечения устойчивого развития территорий, с учетом совокупности различных факторов (социальных, экономических, экологических и т.д.); 2. обеспечивает условия межрегионального и межмуниципального сотрудничества, облегчает принятие решений по управлению территорией; 3. документы территориального планирования являются основным «звеном» единой «цепи» градостроительных документов; 4. формирование «прозрачной» системы территориального планирования способствует устранению административных барьеров и борьбе с коррупцией. 5
Актуальность территориального планирования В сфере бюджетного планирования определение расчетных параметров планируемых объемов строительства транспортной¸ инженерной, культурной, социально-бытовой инфраструктур; основа формирования и корректировки планирования государственных капитальных вложений; сокращение инфраструктурных ограничений развития территории; обоснование рационального размещение свободных экономических зон, кластеров, точек роста; создание условий для межрегионального и межмуниципального сотрудничества в части создания транспортных объектов. В сфере инвестиционной привлекательности повышение инвестиционной привлекательности территории за счет сокращения затрат инвесторов на создание объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения; обеспечение комплексного подхода к развитию территории на основе оценки и анализа влияния и взаимосвязи пространственного планирования объектов; повышение эффективности частно-государственного партнерства; определение приоритетных направлений в инвестирование и размещение крупных инфраструктурных объектов. 6
Актуальность территориального планирования - продолжение В сфере повышения эффективности управления развитием территории определение объемов жилищного строительства и формирование территорий для его развития; обеспечение планирования рационального использования территорий в части сохранения территорий объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; изменение категорий земель, земельных участков, включенных в границы населенных пунктов; формирование установление, изменение границ населенных пунктов; обеспечение пространственной реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса; создание новых населенных пунктов. В сфере борьбы с коррупцией повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за принимаемые решения управления развитием территории; повышение прозрачности принимаемых решений органами государственной власти и органами местного самоуправления о свободных земельных участках и их возможном развитии 7
Планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон и планируемого размещения объектов капитального строительства (федерального, регионального и местного уровней) Цель подготовки документов Всего / Утв. 83 / 81 Всего / Утв. 83 / 81 Всего / Утв / 1360 Всего / Утв. 517 / 389 Всего / Утв / 1049 Всего / Утв / 1049 Всего / Утв. 5 / 1 Всего / Утв. 5 / 1 Схемы территориального планирования РФ Схемы территориального планирования субъектов РФ Схемы территориального планирования муниципальных районов Генеральные планы городских округов Генеральные планы городских поселений Система документов территориального планирования 8
Динамика разработки и утверждения документов территориального планирования в 2009 – 2012 гг. (нарастающим итогом) 9
О ходе подготовки документов терпланирования муниципальных образований Общее количество:
ЛУЧШИЕ г. Москва ~ 100% г. Санкт-Петербург Белгородская область Кемеровская область Костромская область Ростовская область Тюменская область Ярославская область Республика Алтай Республика Ингушетия Республика Мордовия Республика Хакасия Чувашская Республика Ямало-Ненецкий АО ОТСТАЮЩИЕ Иркутская область < 10% Оренбургская область Томская область Карачаево-Черкесская Республика Информация о степени подготовки документов территориального планирования в муниципальных образованиях 11
Общие проблемыПути решения отсутствие качественно обновленных картографических и топографическихматериалов; обеспечение информационного взаимодействия с Росреестром посредством ФГИС ТП недостаточная актуализированность топографических материалов (М 1: , 1: , 1: 2000, 1: 5000); отсутствие требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального регионального и местного значений; издание ведомственного акта об утверждении правил цифрового картографического описания объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования отсутствие требований по квалификации проектных организаций, занимающихся подготовкой документов территориального планирования; взаимодействие с Минздравом России по установлению стандартов, определяющих квалификационные требования к специалистам в области градостроительного проектирования отсутствие в кадастре сведений о зонах с особыми условиями использования территорий; подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области установления зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и пр.) отсутствие на законодательном уровне обязательности установления зон с особыми условиями использования территорий, для отображения в документах территориального планирования Проблемы в области территориального планирования и их пути решения 12
Дорога «Уляп – Тенгинская» и мост через реку Лаба со спутника Фото: Яндекс-карты 13
Дорога «Уляп – Тенгинская» и мост через реку Лаба на границе Республики Адыгея и Краснодарского края Возведение 170-метрового моста через реку Лаба и автодороги Уляп – Тенгинская протяженностью 4,4 километра в Республике Адыгея началось в ноябре 2008 года. Когда в 2012 году строительство было завершено, выяснилось: к строительству участка от моста до станицы Тенгинская (его протяженность - 1,8 километра) на территории Краснодарского края не приступали. Мост на дороге, ведущей от аула Уляп в Краснодарский край, уперся в лес. 14
Перспективные направления территориального планирования Разработка схем территориального планирования РФ в нескольких областях Разработка схем территориального планирования РФ в нескольких областях Субрегиональное планирование Субрегиональное планирование Планирование применительно к территории нескольких муниципальных образований Планирование применительно к территории нескольких муниципальных образований Комплексное развитие территории за счет взаимной согласованности развития инфраструктуры Разработка СТП субъекта для нескольких МО в целях оптимизации социально- экономического развития Межмуниципальное сотрудничество в целях современного развития Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень 15
Совершенствование системы документов территориального планирования Формирование единой системы стратегического и территориального планирования Включение в состав обосновывающих материалов отдельных карт с отраслевыми кластерами Разработка документов территориального планирования для морского планирования Создание эколого-ландшафтного ориентированного территориального планирования Создание единых документов для территории СНГСоздание документов федеральных округов 16
Схема территориального планирования Российской Федерации: совмещение подготовленных отраслевых схем
Благодарю за внимание!