Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для выработки управленческих решений на разных уровнях системы образования» ноября 2011 года, г. Москва Г. А. Цукерман, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, д. псих. н. Победа в PIRLS и поражение в PISA: динамика читательской грамотности в основной школе.
Читательские умения Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание и форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Обучение чтению Чтение для обучения для обучения Чтение для решения собственных задач
Россия: читательская грамотность 10-летних школьников – существенный рост за 5 лет Сессии 2- 5
15-летних Россия: читательская грамотность 15-летних школьников – никаких изменений за 9 лет
…почувствуйте разницу…
Какова судьба читательской грамотности наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями?
ДИНАМИКИ «Тяни-толкай» – измеритель ДИНАМИКИ читательской грамотности ( информационные тексты)
Характеристика исследования Для исследования был выбран регион, образовательные результаты которого, согласно данным всех национальных и международным мониторингов, близки к средним общероссийским. В исследовании приняло участие 3110 учащихся из 30 школ, из них 907 учащихся 4-х классов, 1069 учащихся 6-х классов, 1134 учащихся 9-х классов. В целом в выборке было сохранено соотношение учащихся городских и сельских школ, свойственное российской демографии.
Пример задания PIRLS. По маршруту вдоль реки. ВОПРОС 12 (добавленный) Марк живет в городе Бэнхейм. К нему в гости приехали друзья, и он хочет угостить их в кафе «Закат». Велосипеды у них есть. Опиши маршрут Марка и его друзей. КлассЧисло учеников % верных ответов Дифференцирующая способность задания , , ,61
Пример задания PISA. ГРАФФИТИ. Начало письма Ольги. «Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити…» ВОПРОС 1 (добавленный) Почему школу Ольги перекрашивают? КлассЧисло учеников% верных ответов Дифференцирующая способность задания , , ,41
ОБЩАЯ УСПЕШНОСТЬ
ОТДЕЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ
Разница между 4, 6 и 9 классами
умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Школы с разными результатами начального обучения чтению
Две школы с близкими результатами начального обучения чтению
Что делать?!
Це написано мовою, що дуже нагадує рiдну.
Мы благодарны Андрею Викторовичу Постульгину - директору Тамбовского областного государственного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности», сотрудникам Центра и 30 школ – за организацию эксперимента по методике «Тяни-толкай». Сотрудникам Центра оценки качества образования УРАО, Институт содержания и методов обучения - за статистическую обработку результатов измерения по методике «Тяни-толкай». ГУ-ВШЭ и Центру международного сотрудничества по развитию образования АНХ (проект "Разработка комплексного инструментария оценки школьных стратегий формирования грамотности чтения учащихся начальной и основной школы" 74/07-10 от 24 июня 2010 г.) за финансовую поддержку нашего исследования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!