1. Значение музыкального воспитания в развитии ребенка. 2. Рекомендации по оборудованию музыкально-эстетических центров в группах. 3. Классификация оборудования музыкальных зон. 4. Особенности наполняемости музыкально-эстетических центров по возрастам. Дата проведения г. МАДОУ «Детский сад 39»
Н.Н.Ваганова, музыкальный руководитель г. Лысьва, 2012 г.
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная предметно- развивающая среда в каждой группе детского сада.
Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. Разнообразие оборудования. Учет возрастных особенностей детей. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. Возможность переноса оборудования в другие места.
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами) Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: - с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.) ; - с фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ; - с одним фиксированным звуком (дудки) : - шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.) Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. (эти пособия используются для развития музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты) Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).
куклы-неваляшки; образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ; игрушки-инструменты с фиксированным звуком органчики, шарманки; игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ; атрибуты к музыкальным подвижным играм; флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ; ширма настольная с перчаточными игрушками; магнитофон и набор программных аудиозаписей; поющие и двигающиеся игрушки; музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы,а также дополнительно: металлофон; шумовые инструменты для детского оркестра; книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ; фланелеграф или магнитная доска; музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ; атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ; музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону; музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ; музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ; иллюстрации по теме «Времена года»; музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ; портреты композиторов; музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ; атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.) ; детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; ширмы: настольная и ширма по росту детей; музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые озвученные; атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону листики, снежинки, цветы и т. д.) : магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ; портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые озвученные) ; набор самодельных инструментов для шумового оркестра; музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ; атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально- танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.